Эксперты рассказали о том, как последствия ожидают город из-за массового наплыва туристов.
С учетом вероятного увеличения потока туристов в ближайшие годы до 12 млн человек, в городе на Неве начали обсуждать последствия роста числа гостей. Многие уверены: без изменения логистики их приема, серьезных шагов, направленных на защиту интересов горожан, а также соблюдения принципа разумного и достаточного ситуация может довольно быстро докатиться до имеющейся в Барселоне или Амстердаме.
Впрочем, уже сейчас недовольство растущим потоком отдыхающих проявляется: жители «ресторанной» улицы Рубинштейна не раз выступали за соблюдение «закона о топоте котов», предполагающего тишину после 23 часов. А во время нынешнего июньского Юридического форума, в рамках которого вся улица была перекрыта и отдана под вечеринку адвокатов и других юристов, они и вовсе вывесили в окнах плакаты с требованием соблюдения законодательства. Против растущего турпотока (а точнее – против роста числа туристических автобусов) выступают и многие жители набережных Фонтанки, на которых регулярно высаживают гостей Петербурга. И Наталья Белякова, партнер Центра территориального маркетинга, признает, что «многие говорят, что летом Петербург уже находится в ситуации сверхтуризма, при которой число гостей превышает способности города по их приему».
«Нам бы очень хотелось, чтобы поток туристов гармонично сочетался с комфортной жизнью горожан, - заявил по этому поводу вице-губернатор Петербурга Владимир Княгинин. – Иначе мы получим Барселону и Амстердам. Надеюсь, этого удастся избежать за счет разнообразия вариантов отдыха и перераспределения потоков туристов». По его словам, сделать это возможно за счет их вывода в новые локации, среди которых он назвал арт-парк под рабочим названием «Тучков буян», а также такие масштабные проекты как Почтовый квартал, Конюшенное ведомство и Апраксин двор. «Это места, которые мы еще только должны наполнить жизнью». – резюмировал Княгинин. Если учесть, что пока неосвоенных и больших по площади локаций в Петербурге хватает (среди них такие как территория бывшего завода «Красный треугольник», комплекс заброшенных оранжерей рядом с Таврическим дворцом и пр.), потенциал для «развода» интересов туристов и горожан есть.
Как выяснилось в ходе дискуссии по этой теме, бизнес к сотрудничеству готов. Например, Михаил Егошин, директор по регионам франшизы московского завода «Флакон», выразил готовность помочь Петербургу. «Предприниматели и активисты могут быть инициаторами создания привлекательных мест, - сказал он. - Все, что в городе «плохо лежит», включая промзоны, заброшенные кинотеатры и дома культуры, можно привести в порядок для того, чтобы они стали местом притяжения горожан и туристов».
И даже музеи, входящие в список обязательных к посещению в Петербурге, готовы идти на уступки. Так, генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая сообщила, что в этом году музей-заповедник уже посетили 5,3 млн человек. Она согласна - без оптимизации логистики и изменения графика работы музея дальнейший рост турпотока будет крайне затруднен. При этом если входящий в состав ГМЗ парк еще может принимать большее число посетителей, для Большого дворца максимум пропускной способности – 7 тыс. человек в день. «Я найду смотрителей, которые будут стоять в залах даже ночью, - заявила она. - Но мне надо, чтобы они стояли не в пустом зале».
Вместе с тем многие руководители самых популярных музеев Петербурга выступают против дальнейшего наращивания потока посетителей. По их оценке, уже сейчас такие объекты, как Янтарная комната в Царском Селе, работают на пределе: если туристов станет еще больше, это увеличит доходы, но явно скажется на сохранности экспонатов и в дальнейшем может привести к еще большим затратам на реставрацию уникальных изделий и интерьеров.
Фото: Visit-petersburg.ru