По оценкам многих экспертов, в Санкт-Петербург в этом году приедет как минимум на 20% российских туристов больше, чем год назад.
В 2015 году город посетили около 6,5 млн туристов, в этом году ожидается 6,8 млн, причем, россияне составят почти две трети этого объема. Сейчас, по данным поисковиков билетов и мест размещения, Петербург находится в топе запросов на лето. В некоторых системах бронирования на июнь уже трудно найти номер в популярных отелях в центре. Рост въезда оказали также прошедшие майские каникулы. По данным городского туристско-информационного бюро, он составил около 10% по сравнению с 2015 годом, причем российский поток вырос ощутимее – на 11,5%.
Туроператоры согласны со статистикой, а также с тем, что число российских туристов увеличивается более быстрыми темпами. Правда, как заметила RATA-news генеральный директор петербургской компании «Фаворит» Светлана Федотенкова, этот поток все чаще идет в обход туроператоров: «Мы работаем с индивидуальными и вип-клиентами. Чтобы их удержать, за последние несколько лет вынужденно снизили цены на свои услуги в два-три раза. И все равно большинство туристов сами бронируют отели любого уровня, а к нам обращаются лишь за тем, что не могут сделать самостоятельно – заказать «Мерседес» бизнес-класса, билеты в Эрмитаж, Царское село».
По оценкам Северо-Западного отделения РСТ, самостоятельный поток в северную столицу составляет не менее 60-70% от общего объема. На этом фоне одним из четких индикаторов притока внутренних туристов в Петербург может служить детский туризм. «Если взрослые предпочитают самостоятельный отдых, то детей традиционно отправляют в группах. Их в этом году точно стало больше. У нас внушительные объемы были в мае, ожидается рост также в июне и, что совсем удивительно, в июле. Причем, это в значительной степени дальние регионы – Урал, Сибирь», – рассказал RATA-news гендиректор компании «Петротур» Игорь Мазулов. Всплеск спроса собеседник объясняет тем, что дети от 10 до 17 лет могут теперь приобретать плацкартные билеты на поезда дальнего следования со скидкой в 50% не только в течение учебного года, но и летом. Кроме того, как полагает г-н Мазулов, налицо компенсация низкого спроса, который наблюдался на рынке школьного туризма в прошедшие зимние каникулы.
Несмотря на растущий интерес россиян к Санкт-Петербургу, сезон представляется многим операторам отнюдь не легким. «Главная проблема – отсутствие мест в отелях 3*, наиболее востребованных у российских туристов. Сейчас многие из них на весь сезон уже «расписаны» под китайских туристов. Если бы не это обстоятельство, мы могли бы принять больше россиян», – пояснила RATA-news директор компании «Версия» Галина Богина. Игорь Мазулов согласен с коллегой: «Въездной поток из Европы не восстанавливается, иностранные объемы растут за счет азиатского рынка, прежде всего китайского. Если европейцы останавливались чаще всего в отелях 4*, то китайцы предпочитают 3*, поток их велик и начинает конкурировать с российским за места в бюджетных гостиницах». Для турфирм, работающих со школьными группами, острота проблемы снимается, по его словам, за счет развитого сегмента хостелов и мини-отелей, но для других принимающих операторов становится все ощутимее.
Петербург не входит в число приоритетных направлений китайского туризма в России, в топе – Приморье, Москва, Амурский край. Однако последние два года число путешественников из Китая в северной столице стабильно растет. По итогам первого квартала чиновники насчитали увеличение турпотока на 50% по сравнению с тем же периодом 2015 года. Точной статистики найти не удалось, однако известно, что только прямыми рейсами между Петербургом и городами КНР в 2015 году воспользовались 93,4 тыс. пассажиров, что на 91% больше аналогичного показателя 2014 года.
По словам генерального директора управляющей компании Cronwell Management Алексея Мусакина, Петербург очень интересен китайским туристам, прежде всего благодаря выгодному курсу рубля. Но город остается доступным по деньгам и российскому туристу. «Цены на размещение, несмотря на заявления многих отельеров, остались практически на прежнем уровне и даже ниже. Причина простая: как только тарифы повышаются, падает спрос на внутреннем рынке, ведь зарплаты у россиян не выросли», – пояснил он RATA-news. Эксперт не видит особого напряжения на гостиничном рынке из-за притока китайских туристов. «Нехватка мест возникает традиционно в июне, когда в городе одновременно и белые ночи, и международный бизнес-форум. Но это пик высокого сезона, когда и без китайских туристов работается сложно».
Питерских операторов беспокоят также взаимоотношения с некоторыми ведущими музеями города. Проблема с билетами только нарастает, особенно тяжело, по их словам, работать с музейным комплексом «Царское село»: квоты для турфирм минимальны и очень неудобны в использовании, так как их нельзя оперативно «добрать». В итоге многие компании вынуждены отказывать туристам в билетах и водить их, например, по царскосельским паркам бесплатно. От этого, понятно, теряют и город, и сами туристы. «Музей отдает предпочтение иностранному потоку, все квоты урезаны, так что внутреннему туристу ничего не остается. Вопрос уже поднимался в конце прошлого года и СЗРО РСТ, и Ростуризмом, обсуждался с руководством музея, но ничего не изменилось», – пояснил Игорь Мазулов. Аналогичные трудности еще недавно были у турбизнеса и с Петродворцом, однако там сменилось руководство – и проблемы как рукой сняло.