22 апреля 2015 года в официальной гостинице Государственного Эрмитажа прошла конференция «Санкт-Петербург – город бренд», который проводил издательский дом «Ведомости».
Представители государственной власти, эксперты туристической отрасли, специалисты по брендингу разобрались в существующих проблемах айдентики города и сформулировали ряд задач, которые необходимо решить для создания единого целостного бренда Санкт-Петербурга.
Председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Инна Шалыто отметила, что уже сегодня, по версии портала TripAdvisor, по критерию туристической привлекательности Санкт-Петербург является первым в России, девятым в Европе и семнадцатый в мире. Комментируя сложившуюся мировую ситуацию, Глава Комитета подчеркнула, что Санкт-Петербург, потеряв 11% иностранных туристов, привлек 12% путешественников из России, сохранив общее количество гостей города, в то время как зарегистрированный Ростуризмом спад тур отрасли в среднем по стране составил 20-40%.
Не смотря на то, что бюджет Комитета по туризму на 2015 год заметно сократился, в маркетинговую стратегию развития дестинации по-прежнему заложены участие в международных выставках, работа с медийными каналами, реклама, создание и упорядочивание существующих событийных мероприятий. Резюмируя свое выступление, И.Шалыто добавила, что необходимо двигаться «единым фронтом» с другими профильными Комитетами, совместно продвигая бренд и дестинацию «Санкт-Петербург».
Партнер, руководитель практики «Недвижимость, Строительство и Девелопмент» Юридическая фирма Борениус, Майя Петрова напомнила, что у Санкт-Петербурга нет целостности бренда, каждый старается продвигать себя сам. С другой стороны, есть положительные тренды в айдентике города в рамках Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года. Один из них - пункт «Город для жизни», единый вектор «обеспечения стабильного улучшения качества жизни горожан и повышения глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на основе реализации национальных приоритетов развития, обеспечения устойчивого экономического роста и использования результатов инновационно-технологической деятельности».
Генеральный директор, «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Ворнков отметил, что при развитии города как дестинации, необходимо учитывать бизнес - трэвел потребности. Деловой турист проводит больше времени в городе, как правило, склонен к повторным поездкам, способен привлекать бизнес - миссии, конгрессы, конференции и съезды. Кроме того, хорошо известно, что средний чек делового путешественника намного выше, чем гостя города, который приезжает отдохнуть. Прирост потока деловых туристов привлекает дополнительные доходы в отрасль в низкий сезон. Однако городу не хватает комплексного подхода, развитой инфраструктуры, привлечения инвесторов, бизнеса, специалистов, способных генерировать больше деловых мероприятий, заметил директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл». В заключении, Сергей Воронков добавил, что существующие проблемы не критичны и на данный момент «ЭкспоФорум-Интернэшнл» рассчитывает принимать 7-8 масштабных международных конгрессов в год.
Президент корпорации PMI Евгений Финкельштейн рассказал о вкладе международных музыкальных фестивалей и событий в развитие туристической отрасли в городе. Музыкальный туризм, очень популярен во всем мире и приносит в город, принимающий концерт, достаточно хорошие доходы от размещения фанатов в гостиницах, посещения ими кафе и ресторанов, а также оплаты транспортных услуг. Кроме того, музыкальный турист может посетить и культурные достопримечательности региона. Одним из положительных примеров массового привлечения туристов в город,
Е. Финкельштейн назвал концерт всемирно известной группы «Metallica», на концерт которой в Санкт-Петербурге было продано порядка 30 000 билетов, из которых 14 000 приобрели поклонники «Metallica» из регионов РФ.
Выступающие обратили внимание, что город может привлекать внимание путешественников не только как культурный и конгрессно-выставочный центр, но и как научный и инновационный хаб. О своем видении города в данном формате рассказали исполнительный директор МФК «Лахта центр» Александр Бобков и декан Естественнонаучного факультета НИУ ИТМО Сергей Стафеев.
По итогам конференции участники пришли к выводу, что Санкт-Петербург – уже является устойчивым мировым брендом. Для развития города необходимы новые законодательные и инвестиционные проекты в области туризма, развитие инфраструктуры, развитие различных городских кластеров, как культурных, так и научных. Бренд города – не может быть статичным «музейным экспонатом», это должна быть единая динамичная субстанция, объединяющая богатое культурное наследие предков и вновь созданные пространства и события, способные привлекать всемирное сообщество «здесь и сейчас». Город – бренд должен быть «живым» и дружелюбным, иначе в него не захотят приезжать и возвращаться.