В Петербурге открыли выставку о том, как в войну спасали Медный всадник и другие памятники

Выставка, рассказывающая о том, как в годы Великой Отечественной войны спасали монументальное убранство Ленинграда, открылась во вторник в Государственном музее городской скульптуры в Санкт-Петербурге. В экспозицию, приуроченную к 75-летию Победы, вошли подлинные документы и фотографии, оригинальная графика, открытки, скульптура военных лет, а также модели памятников, которые были укрыты.

"Выставка основана на наших документах. Самое интересное и самое главное - это наши рабочие документы - акты, письма, которые у нас хранятся в делах на памятники, декоративную скульптуру", - рассказала ТАСС заместитель директора музея по научной работе Елена Крылова.

С первых дней войны Музей городской скульптуры, основанный в 1932 году, стал организатором работ по укрытию ленинградских монументов. Силами его сотрудников были организованы работы по спасению Медного всадника и памятника Петру I у Инженерного замка, памятников Николаю I, Владимиру Ленину у Финляндского вокзала, а также коней Клодта на Аничковом мосту, скульптур Диоскуров у здания Манежа, сфинксов у здания Академии художеств.

Для каждого памятника были сделаны специальные проекты, учитывающие их технические особенности. Чтобы укрыть Медный всадник, был засыпан земляной вал, установлено специальное защитное сооружение вокруг скульптуры, затем были уложены мешки с песком, и все это было заколочено досками, рассказала собеседница агентства. Рядом с Медным всадником была размещена зенитная установка, которая защищала Исаакиевский собор и памятник Петру Первому.

В планы по укрытию монументальных сооружений были включены и памятники полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю-де-Толли. "Но, как мы видим из фотографий, документов, рисунков того времени, эти памятники не были укрыты. Даже существует легенда, что они не были укрыты специально, дабы своим видом воодушевлять людей на подвиг, на защиту города. Но это не так: просто ни у музея, ни у государства уже не хватило сил - ни рабочей силы не хватило, ни финансов, ни материалов", - рассказала Крылова.
Хроника в графике

Экспонатами выставки стали также открытки и графические работы военного периода. "[Графика] - как фотохроника, потому что запрещено было в городе фотографировать, для [этого] нужно было специальное разрешение", - отметила замдиректора. Музей тогда взял в штат художников, чтобы таким образом помочь им выжить, и их работы можно увидеть на выставке. "Мы видим из их работ, как жил наш памятник в укрытии, что происходило, когда укрытие снималось", - пояснила она.

Одновременно в музее занимались тогда работой по укрытию самых ценных надгробных памятников в музейных некрополях, также были демонтированы все бронзовые скульптуры и помещены в подземные "хранилища". Были укрыты памятники в Благовещенской усыпальнице, которая в военные годы оставалась открытой для посещения и носила название "Усыпальница Суворова".

На выставке представлен баннер из трех фотографий во всю стену, благодаря которому у посетителей создается иллюзия нахождения у надгробия Суворова. На могиле полководца приносили клятву верности Отечеству молодые воины, уходившие на фронт. "У нас представлена на выставке копия фотографии, где именно изображены солдаты, коленопреклоненные перед надгробием Суворова", - сказала Крылова.

Выставка "Ленинградские монументы помнят" продлится до 20 декабря.

Согласно информации на официальном сайте, Государственный музей городской скульптуры в Санкт-Петербурге является единственным в России музейным учреждением, занимающимся изучением, охраной и реставрацией памятников монументального искусства в открытой городской среде. Основная экспозиция музея - это Некрополь XVIII века и Некрополь мастеров искусств на территории Александро-Невской лавры. Среди филиалов учреждения также - музей-некрополь "Литераторские мостки", Нарвские Триумфальные ворота и Мастерская Михаила Аникушина. К числу музейных объектов также относятся Ростральные колонны, Конные группы на Аничковом мосту, ряд городских памятников и более 1,5 тыс. мемориальных досок.

Фото: portal-kultura.ru

Другие новости по теме «Выставки»

Ноябрь 27, 2020 - 19:05

В преддверии 145-летнего юбилея со дня рождения художника Музей-институт семьи Рерихов и Ивангородский музей представляют произведения основных периодов творческой деятельности И. Я. Билибина, дополненные экспонатами из Государственного Русского музея, Литературного музея ИРЛИ РАН и частных коллекций.

 

Ноябрь 26, 2020 - 10:06

Воссозданные предметы из Кенигсбергской и Берлинской коллекций, которые были утрачены в годы Великой Отечественной войны вместе с другими предметами Янтарной комнаты, покажут на выставке "Тайны дворцовых интерьеров. Секреты реставрации" в Петербурге. Посетители выставки увидят множество уникальных предметов, изготовленных специалистами Царскосельский янтарной мастерской, рассказал ТАСС реставратор первой категории Максим Григорьев.

 

Ноябрь 25, 2020 - 09:53

Выставка о мастерстве Карла Фаберже, подготовленная Государственным Эрмитажем совместно с музеями России и Германии, открылась в Гербовом зале Зимнего дворца. Открытие выставки "Фаберже ювелир императорского двора" состоялось во вторник в режиме онлайн, для посетителей экспозиция будет доступна с 25 ноября по 14 марта.

 

Ноябрь 24, 2020 - 18:43

С 9 по 12 марта The who's who of the global B2B travel industry встретится в ITB Berlin NOW – новой виртуальной платформе, включающей основные элементы: сеть, новости, бизнес и контент – ранние цены на стенды доступны для экспонентов до 15 января – торговые билеты для посетителей стоят 99 евро – параллельная виртуальная конвенция ITB Berlin обсудит последние проблемы отрасли