Памятник, монументальная скульптура, кажется предметом совершенно статичным. Разве что Медный всадник может разгуливать по городу, да и то — в поэме А. С. Пушкина.
На самом деле монументальная и декоративная скульптура Петербурга покидает свои места довольно часто. Многие памятники после установки переносили из одной локации в другую или изначально задумывали не для той точки в городе, где они в итоге возведены. Не говоря уже о том, что скульптура создается в мастерской, отливается на заводе, а значит до установки переживает несколько перемещений. Не только памятники, но и городская среда в целом не являются статичными. Даже сложившийся ансамбль исторического центра Санкт-Петербурга продолжает развиваться и меняться вслед за изменением образа жизни и техническим прогрессом. Памятники следуют за динамикой городской среды, а значит не могут всегда оставаться на одних и тех же местах.
Выставочный проект рассказывает о причинах и последствиях всех видов передвижения городской скульптуры на нескольких примерах как знаковых, так и менее заметных монументов: памятников Александру III, А. В. Суворову, Ф. М. Достоевскому,
А. С. Пушкину, С. Л. Перовской, М. И. Глинке, Н. А. Добролюбову, Обелиска “Румянцева победам”, фонтанов-поилок Ж.-Ф. Тома де Томона и А. Н. Воронихина, скульптур быков В. И. Демут-Малиновского и других.
Скульптурные эскизы и модели, реставрационные материалы, исторические фотографии и документы позволяют проследить, как памятники уступали место магистралям, ставя жителей и власти перед дилеммой: красота или удобство, как исчезали из-за смены политического режима и отношения к исторической личности в обществе. Скульптура обретала новое удачное и пока постоянное расположение, передвигалась из-за личных пристрастий императоров, не выдерживала соседства с другими памятниками, срывалась с места из-за природных катаклизмов и перемещалась из-за бомбежек… Важны и невидимые передвижения, когда памятник физически остается на том же месте, но переходит от одного владельца к другому, что кардинально меняет условия его существования.
На выставке можно увидеть примеры того, как скульпторы и архитекторы мучительно выбирали место для памятника, стремясь к синтезу скульптуры и архитектуры, и как проходила примерка полноразмерных макетов памятников на местности. Отражена и одна из самых актуальных для Музея городской скульптуры тем — памятники, которые покидают привычные места из-за потребности в реставрации.
Режим работы и условия посещения выставки: Два этажа бывшего дома Строгановых были переданы Музею городской скульптуры весной 2021 года. Сейчас на Невском, 19 идет подготовка к ремонту. Посетить выставку можно 1-2 раза в месяц, бесплатно, по регистрации: https://nevskiy-19.timepad.ru/
Выставка проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Партнеры проекта:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт- Петербурга, Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт- Петербурга, Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга, Центральный государственный архив историко-политической документации Санкт-Петербурга, Российский государственный исторический архив, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный музей политической истории России, Государственный музей А. С. Пушкина, Государственный музей современной истории России, Реставрационная мастерская “Наследие”, Реставрационная мастерская “Специалист”.
Фото СПБ ГБУК "Государственный музей городской скульптуры"