Фильм «Архитектура Блокады», героями которого стали Смольный, Исаакиевский собор, Зимний дворец и другие памятники культуры, а также сами архитекторы, снят в Петербурге.
Премьера состоится 27 января в Доме кино, рассказал «Фонтанке» режиссёр и сценарист картины Максим Якубсон. Пока это единственный запланированный показ ленты.
Над «Архитектурой блокады» работал оператор Георгий Поротов, а автором идеи и продюсером стал Виктор Наумов. Его дед Александр Наумов был одним из организаторов маскировки блокадного Ленинграда, что и послужило импульсом для создания фильма. «Первоначально мы ставили задачу исследовать, как маскировали город во время блокады. Но проект вышел за рамки исследования, и на первом плане оказалась проблема «архитектор и блокада, архитектор и война». Что делать во время таких страшных событий, если твоя профессия — строить и создавать городскую среду?» — рассказал Максим Якубсон.
Лента длительностью 80 минут сделана при поддержке проекта «Сохранённая культура» и позиционируется как фильм-расследование. Чтобы снять её, команда изучала материалы Музея истории Санкт-Петербурга, московского Музея архитектуры имени Щусева, архива КГИОП и других городских и частных архивов. Зрители узнают, как во время войны изменился облик Петропавловской крепости, Исаакия, Смольного, Зимнего дворца, Балтийского и Варшавского вокзалов, мостов и других объектов. Некоторые детали отнюдь не очевидны: например, Максим Якубсон выяснил, что в блокадные годы Ленинград мог лишиться Александровской колонны. Военные предлагали снести её, чтобы построить на Дворцовой площади аэродром: «С архитектурной точки зрения это, конечно, было безумием. А вот с точки зрения практической, — учитывая необходимость срочной эвакуации раненных и другие нужды осажденного города, — организация аэродрома в центре имела смысл».
Главным источником для картины стали интервью с потомками блокадных архитекторов. В кадре появятся, в том числе, Никита и Олег Явейн — сыновья архитектора Игоря Явейна, маскировавшего вокзалы Ленинграда; священник и архитектор Александр Федоров — внук Николая Баранова, главного архитектора блокадного города; художник и фотограф Александр Теребенин — внук Бориса Смирнова, театрального художника и специалиста по оптике, который занимался маскировкой кораблей Балтийского флота.
Максим Якубсон: «Мы стремились построить рассказ, отталкиваясь от примера и опыта конкретных людей. Оказывается, некоторым из них критические условия позволили раскрыться в той полноте, которая не была бы невозможна в другой ситуации. Кроме того, что они трудились над сохранением города, оставили обмеры и чертежи зданий, возник огромный пласт рождённого блокадой искусства. Именно у архитекторов была возможность делать зарисовки на улице — хотя фотографировать и рисовать вне помещений было запрещено в силу законов военного времени. Сыновья Игоря Явейна вспоминали, что, увидев отца с блокнотом на улице, горожане нередко отправляли его в милицию как шпиона.
Многие архитекторы оставили необыкновенные рисунки, отражающие облик города, может быть, более ярко и мощно, чем фотографии военной хроники. Один из героев фильма, Яков Рубанчик, выработал стиль на грани гротеска, со специфическим юмором — он немного жутковат, но показывает характер людей, которые жили в этом городе и не теряли человеческих чувств. В рисунках Рубанчика есть очень кинематографичный пласт необыкновенно интенсивной, насыщенной блокадной жизни. Рисунки Льва Ильина (автор генерального плана развития Ленинграда 1935 года — Прим.ред.) — наоборот, сосредоточены на красоте опустевшего города, раскрывшейся в то время. Ильин ходил по городу с блокнотом, делая зарисовки и работая над книгой «Прогулки по Ленинграду», которая вышла уже после его смерти (Ильин остался в блокадном городе и погиб во время бомбежки в 1942 году — Прим.ред.)».
Образ Ильина возникает не только в фильме, но и в спектакле о блокаде «Гекатомба», поставленном в 2018 году в Театре на Литейном режиссёром Яной Туминой и исследователем блокадных дневников Наталией Соколовской. Создатели «Архитектуры блокады» знали об этой постановке и задействовали в ленте куклы и некоторые мотивы из «Гекатомбы»: «Мы попытались средствами кино разработать главную идею спектакля — города как огромной сцены, измененной отчасти обстоятельствами, отчасти трудами и усилиями его жителей».
Съемки стартовали 27 января 2019-го и заняли ровно год. В «Архитектуру Ленинграда» также вошли разговоры с экспертами, например, историком Никитой Ломагиным и представителями КГИОП Александром Леонтьевым и Юлией Бахаревой. Команда пообщалась и с самим блокадниками, например, бабушкой оператора Георгия Поротова — в кадре она прогулирвается с внуком по городу.
Премьера в Доме кино пройдёт 27 января в 19.00, вход на неё — свободный. Пока это единственный показ, который запланировали организаторы. Они надеются, что проект будет интересен телевидению и фестивалям неигрового кино. К переговорам о выходе в широкий прокат продюсеры пока не приступали.
Фото: предоставлено командой фильма/Фонтанка.Ру