Петербургские варяги о бизнесе по-карельски

Знакомая всем Карелия - это охота с рыбалкой, леса с озёрами, сосны, скалы, туристская романтика. Но речь идёт о туризме "палаточном", который обходится без дорог, аэропортов, гостиниц, практически без благ цивилизации. С приходом нового главы республика  озаботилась привлечением инвесторов, чтобы в сегодняшних "медвежьих углах" появились отели, автозаправки, яхт-клубы и горнолыжные курорты. Но вдруг выступили против те, ради кого всё и затевалось, – общественность Карелии во главе с руководством города Петрозаводска.
Попытка превратить депрессивную республику в туристическую Мекку обернулась жесточайшим противостоянием между ветвями власти и между властями республики и её столицы. Об этом феномене "Фонтанка" беседовала с председателем комитета по экономической политике и налогам Законодательного собрания республики, главой корпорации "Развитие Республики Карелия" Андреем Смирновым.

- Почему так получилось, что госструктуры, ориентированные на привлечение инвесторов, появлялись во всех регионах страны, а в Карелии ничего подобного не было до прошлого года?

- Карелия действительно "созрела" позже других регионов, хотя справедливости ради скажу, что идея появилась в 2009 году. Предыдущий глава республики просто не успел запустить программу на практике. Корпорация "Развитие Республики Карелия" была создана только в июне 2011 года, хотя потребность в создании структур, которые помогли бы ускорить вхождение инвесторов в регион, ощущалась давно и очень остро. Беда в том, что инвесторы в нашу республику идут крайне неохотно. Даже несмотря на то, что мы им создали все условия. Мы участвуем в федеральных программах, мы готовы идти на софинансирование из республиканских источников. А частный инвестор в республику всё равно не идёт.

- Чего ему не хватает?

- Нет внутреннего рынка. В республике на огромной территории проживает всего 600 тысяч человек. Производить здесь что-то, чтобы здесь же реализовать, не получается. Везти продукцию в Питер, в Москву, в Мурманск, туда, где есть рынки сбыта, дорого. Мы могли рассчитывать только на сырьевые рынки: лес, камень, карьеры. Вот тут никого не надо уговаривать, тут исторически были инвесторы и сейчас есть. Но корпорация создана для того, чтобы стимулировать другие рынки: не сырьевую экономику, а производственную, инновационную.

- Ситуация, как вы её описываете, кажется безвыходной: медвежий угол – он и есть медвежий угол.

- Мы хотим, чтобы Карелию перестали воспринимать как медвежий угол. И выход мы нашли. В чём Карелия богаче, чем её соседи? Охота, рыбалка, богатейшие леса, красивейшие озёра. Учёные провели анализ и убедились, что туризм здесь - действительно перспективная отрасль. Но туризма в республике не было как такового. Мы запустили с нуля несколько проектов, достаточно громких.

- На какие сроки реализации вы рассчитываете?

- От одного до трёх лет.

- А что это за громкие проекты?

- Самый масштабный называется "Духовное преображение Русского Севера". В Карелии есть несколько точек, особенно привлекательных для туристов, - это наши основные бренды. В частности, Кижи, Валаам. И мы хотим развить инфраструктуру вокруг них. Ведь там даже негде остановиться! Люди приезжают на пароме, на теплоходе из Питера, из Москвы, два часа погуляли по Кижам – и обратно. Мы же хотим, чтобы люди там оставались на несколько дней, для этого планируем построить гостиницы, рестораны. Сегодня Кижи посещает около 200 тысяч туристов в год, а после реализации проекта число может увеличиться вдвое. Кроме того, мы хотим развивать северные территории Карелии – Поморье, а оттуда можно выходить уже на Соловки. Это будет такое "серебряное кольцо": Валаам, Кижи, Соловки. Везде можно будет остановиться и пожить какое-то время. По сути, проект сводится к развитию территорий, к созданию там инфраструктуры, рабочих мест, которых, в принципе, нет сейчас.

- По местной прессе создаётся ощущение, что ваши прекрасные планы в республике воспринимают болезненно. Чем вы вызвали недовольство?

- Мы столкнулись с тем, что всё новое в республике воспринимают с недоверием: а вдруг обманут? За много лет люди, видимо, отчаялись, что что-то хорошее может произойти и у них. И возникает противостояние: приехали "питерские", варяги… А мы просто стараемся помочь республике сделать то, чего она не смогла сделать за последние 10 лет. Мы и не думаем вытеснить местных специалистов, наша задача – помочь им, дать некий толчок, но именно они остаются главными реализаторами.

- Дело только в недоверии?

- Рынки в республике определённым образом сформировались задолго до нас, все игроки на местах, у них какие-то свои интересы… Они, например, планировали получить участок земли под собственную базу отдыха, а тут пришли мы и решили на этом месте строить республиканский центр. Хотим построить яхт-клуб, а представители местных элит против: нет, там будет бассейн для моржей! Интересно, а летом тоже будет бассейн для моржей? Мы же для людей хотим строить яхт-клуб! Это серьёзная проблема: яхты приходят, но им негде остановиться.

- Понимаю. В вашей дотационной республике столько наплодилось яхтовладельцев, что яхты уже воткнуть некуда...

- Вы напрасно смеётесь. У нас республика в первую очередь социально ориентированная, в каждом проекте учитывается социальная сторона. Обязательное условие существования яхт-клуба – бесплатная детско-юношеская школа парусного спорта. Посмотрите, какие у нас богатые водные ресурсы. Парусная школа давно существует, но у неё нет базы. Детям негде заниматься, негде хранить лодки, и всё это закисает. При этом я знаю людей, которые хотели бы ставить свои яхты к нам, потому что в Москве втрое дороже. И для того, чтобы дети могли бесплатно заниматься парусным спортом, надо, чтобы кто-то платил за места для своих яхт. У нас есть еще один проект – создание горнолыжного курорта. И прямо в инвестиционном договоре прописано: предоставляются часы для бесплатных занятий детско-юношеской спортивной школы. Горнолыжный спорт в Карелии тоже очень популярен. И у нас тут условия – как в Коробицыно в Ленинградской области. А инфраструктура – ноль. И вся программа разработана не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы создавать объекты.

- Но объекты вы выбираете, ориентированные на платёжеспособное население: яхты, горные лыжи…

- А что плохого в том, что престижными видами спорта наши дети смогут заниматься бесплатно? Благодаря тому, что кто-то начнёт ездить в Карелию и оставлять деньги на наших курортах. В конце концов надо поднимать престиж республики.

- А вы с того конца начинаете? Летом 2011 года, когда произошла трагедия в вашем аэропорту, в Петрозаводск приехали следственная бригада и пара десятков журналистов. На этом места в ваших гостиницах кончились.

- Вы попали в самую точку. И один из элементов программы яхт-клуба – строительство гостиницы на 200 мест. Нам удалось попасть в федеральную программу.

- То есть 200 мест решат все ваши гостиничные проблемы?

- Одна гостиница, нет, не решит. Но мы построим ещё  гостиницы на Кижах,  в Медвежьегорске, в других районах республики.

- Вот особенно в Медвежьегорске… Рядом на Мурманском шоссе километров на 200 – ни одной автозаправки. Вы считаете, в этом месте не хватает именно гостиниц?

- На самом деле всё важно. Заправки – такая же часть комплексной программы. Мы их обязательно построим. Но сделать всё и сразу невозможно. Начинаешь выбирать – получается по принципу: "что раньше – курица или яйцо". Поэтому мы выбрали планомерное поступательное движение. Для начала надо повысить инвестиционную привлекательность республики. Причём работать приходится быстро, инвестор не будет ждать годами.

- Прошлым летом вся страна узнала про петрозаводский аэропорт Бесовец. Извините, но с таким аэропортом о развитии туризма говорить странно. Терминал больше похож на какой-то чумной барак.

- Это наша головная боль. Мы понимаем, что без авиаперевозок на развитие туризма всерьёз нам рассчитывать не приходится, из Москвы сюда на поезде не поедут. И один из наших проектов предусматривает реконструкцию аэропорта, мы рассчитываем в ближайшее время получить на эти цели 750 миллионов рублей из федерального бюджета. Этот проект курирует лично министр экономики республики. Мы начали развивать малую авиацию, и федеральный центр нам в этом очень помогает. Налажено сообщение с Москвой, открылся рейс на Хельсинки.

- Вы сказали, что намерены строить гостиницы в Кижах. Но ведь Кижи – музей, там строить нельзя?

- Всё правильно, в самих Кижах строить нельзя. Мы рассчитывали строить на соседних островах архипелага. Но возникла проблема: администрация заповедника сумела пролоббировать расширение зоны, которая находится под патронатом ЮНЕСКО.

- Зачем это администрации заповедника? Она не хочет, чтобы музей посещали?

- Получается, что так. Хотя нас постоянно заверяют в том, что мы партнёры, но сделали всё наперекор: расширили зону ЮНЕСКО, чтобы помешать нашему строительству. Тем не менее даже в таких условиях мы всё равно сможем проект реализовать.

- И на каком расстоянии от самих Кижей будет вся инфраструктура?

- Одно из главных условий – чтобы из Кижей не были видны новые постройки. То есть это могут быть и десятки километров.

- Ого! И как посетители музея будут добираться до него из гостиниц?

- Мы ищем компромиссное решение: чтобы  реализовать проект, но чтобы заповедник не потерял красоты и величия. Ясно одно: оставлять всё так, как сейчас, нельзя.

- А что сейчас расположено на островах возле Кижей?

- Помойка, самострой, загнивающие домики. Но там живут люди, которым нужна работа. А этот проект только на островках рядом с Кижами позволит создать около 2 тысяч рабочих мест. Планируется застройка 100 тысяч квадратных метров. Новые постройки будут раскинуты на архипелаге в радиусе 50 километров.

- Почему раньше никто до этого не додумался?

- Идея витала в воздухе, не хватало только политической воли руководства республики. Нечто подобное начинали, потом бросали, снова начинали… Конечно, люди уже не верят, что это будет реализовано. И нам тоже говорят: у вас ничего не получится.

- Люди на молоке обжигались и теперь на воду дуют.

- Наверное, так. Недавно на стадионе "Спартак" в Петрозаводске мы открыли первый в Карелии закрытый теннисный корт отличного качества. Но тут же председатель горсовета Петрозаводска даёт интервью: мы якобы поставили какие-то бэушные сооружения.

- А зачем вы поставили бэушные?

- Так они новые! Просто в любом нашем шаге ищут негатив.

- Теннисный корт – это тоже из разряда яхт-клубов и горнолыжных курортов. Вы его для кого открыли?

- Для жителей республики! Он практически всё время занят.

- Сколько стоит занятие?

- От двухсот до тысячи рублей – в зависимости от сезона и времени дня. Это в 2 раза дешевле, чем в Петербурге. И дети там уже начинают заниматься, у нас есть специальная программа "Доступный теннис". Этот вид спорта не так популярен в Карелии, как лыжный или парусный, но мы подарили школам ракетки и мячики, чтобы дети начинали играть на уроках, чтобы прививалась культура игры в теннис.

- Вам есть что предъявить людям, которые вам не верят? Есть хоть один реализованный проект?

- Срок реализации серьёзного девелоперского проекта – минимум 3 года. А наша корпорация существует с июня 2011-го, меньше года. За такой срок всё сделать нереально. Но уже разработан и проходит экспертизу проект горнолыжного курорта. Этим летом мы рассчитываем начать строительство. Это уже маленькая победа.

- В 2014 году Кижи празднуют 300-летие. Смогут они встретить юбилей без помойки вокруг?

- Мы как раз к юбилею и готовимся. Рассчитываем выйти на строительные площадки в 2013 - 2014 годах.

- В начале разговора вы упомянули об особых условиях, которые предлагаете инвесторам. Что это за условия?

- По всем налогам, идущим в местный бюджет, мы предоставляем им льготы. Если говорить об энергетике, то предлагаем особую ставку тарифа, которая позволит быстрее окупить вложения. Если инвестор приходит в туризм, то республика соинвестирует в его проект порядка 10 процентов, федеральный бюджет – около тридцати. Мы провели инвестиционный форум, на него приезжал президент Медведев.

- А кроме президента? Потенциальные инвесторы к вам приезжали?

- Конечно. Порядка тысячи человек, причём около двухсот – из Москвы и Питера. И они были приятно удивлены тем, что их встретили люди, говорящие с ними на одном языке. Увидели, что все наши предложения – не болтовня, что работать здесь можно.

- И результат форума?..

- Мы уже подписали договор с "Газпромом", он будет инвестировать в спортивную инфраструктуру, которой сейчас здесь нет вообще.

- Футбол?

- Футбол, хоккей, универсальные спортивные объекты.

- У вас есть стадион?

- Теперь есть. Он был в полуразрушенном состоянии, его хотели продать и снести, а участок пустить под жилую застройку. Но мы убедили главу Республики Карелия передать стадион на баланс республики. Отремонтировали его, теперь там играет футбольная команда, 25 апреля будет матч.

- У вас и футбольная команда своя есть?

- Да, теперь есть. Пришёл инвестор, компания «Петротрест», и за свой счёт содержит футбольную команду. Мы благодарны ему за то, что он тянет такую ношу, и для этой команды мы отремонтировали раздевалки, поменяли на стадионе кресла. Так что стадион теперь почти как новенький. Он вот-вот получит лицензию, команда сыграет первые матчи, и мы надеемся, что подтянутся ещё инвесторы.

- Вы рассказали о проекте, который, исходя из его названия, предусматривает духовное развитие, однако вы ни словом не упомянули театры, библиотеки…

- В Карелии исторически очень сильное министерство культуры, на театры и библиотеки выделяются достаточно большие деньги. В этом смысле Карелия – "впереди планеты всей". А наша корпорация отвечает за проблемные секторы. Там, где экономика в порядке, мы не нужны.

- Сколько человек работает в вашей корпорации? И на каких условиях?

- Вся корпорация – 10 человек. У нас зарплата, а не бонусная система. Но зарплата достаточно большая для того, чтобы не было соблазнов, если вы к этому ведёте.

- Вы говорили о проблемах республиканского масштаба, но в столице будущей туристической мекки их тоже достаточно. Может ли ваша корпорация повлиять на состояние дорог в Петрозаводске?

- У проблем внутри Петрозаводска другие корни. Дело в том, что уже порядка 10 лет существует жёсткое противостояние между республиканским правительством и городскими властями в столице. И амбиции местных чиновников просто не дают городу развиваться. У нас есть инвестор, известный московский предприниматель, и вот он очень удивляется сложившейся ситуации. Он готов вкладывать деньги в проект, подписал с нами договор. Но в Петрозаводске есть такая организация – координационный совет. Он не является органом власти. Но на основании его решения мэр города Лёвин написал мне как директору корпорации письмо о том, что город не будет выставлять на аукцион участок, о котором шла речь в договоре. Мне это письмо даже показать стыдно.

- В других городах республики иначе?

- Конечно. Мы находим общий язык с местными властями. В Сортавале, Костомукше, других городах республики нет таких проблем, как в Петрозаводске, там и дороги лучше, хотя сами города гораздо беднее столицы. Конечно, главе республики обидно, что в Петрозаводске такие дороги.

- А правда, что по этим дорогам в маленьком Петрозаводске глава республики Андрей Нелидов ездит с мигалкой?

- Он ни разу её не включал. Здесь в этом нет смысла.

- В вашем городе идут разговоры ещё про какую-то дорогую квартиру, купленную питерским варягом Нелидовым…

- Я живу по соседству. Стоимость квадратного метра там – 57 тысяч рублей. Человек, работавший прежде в бизнесе, вполне может позволить себе такую квартиру. Кстати, в соседнем доме живет мэр Петрозаводска, местный человек, не "варяг".

- Это неплохо, что вашу команду критикуют, на то и щука, чтобы карась не дремал...

- Да, в этом смысле меня Петрозаводск приятно удивил. Здесь ты живёшь в напряжении, это мотивирует, подстёгивает, и ты всё время помнишь, что тратишь бюджетные деньги, что это постоянно кто-то держит под контролем. И если ошибёшься, молчать никто не будет.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Март 17, 2024 - 17:07

Платформа для планирования путешествий Wildberries Travel планирует запустить продажу туристических услуг в сотрудничестве с Российским союзом туриндустрии.

 

Февраль 22, 2024 - 04:26

Туроператорам, которые продают горящие туры, предложили дать право оформлять электронные путевки позже, чем предусмотрено законом о туризме сейчас.

 

Январь 31, 2024 - 09:11

Уровень цифровизации туристической отрасли в России, который обеспечивается не только на федеральных, но и на региональных интернет-площадках, можно оценивать как достаточно высокий.

 

Январь 16, 2024 - 10:35

Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ предлагает внести изменения в законопроект о снижении финансовой нагрузки на туроператоров, специализирующихся на туризме в страны СНГ. Соответствующие предложения содержатся в подготовленном палатой заключении на законопроект, сообщил ТАСС вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров.