Надзорные ведомства Петербурга и Северо-Запада приступили к очередным проверкам водного транспорта в регионе. Если год назад это было связано с крушением «Булгарии» на Волге, то в этот раз пароходики всех калибров «шерстят» в связи с ЧП у Летнего сада. Напомним, прогулочное судно «Росси» затонуло в результате столкновения с сухогрузом «Келарви» напротив Летнего сада около 2.00 1 августа. На катере находилось 15 человек, включая 2 членов экипажа. 10 из них были госпитализированы, но спустя несколько часов большинство отпущено из больницы. Погибших, к счастью, не было.
Санкт-Петербургским следственным отделом на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте СКР возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью первой статьи 238 УК РФ (Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей).
Начальник Управления водного транспорта СПбГКУ «Агентство внешнего транспорта» Владимир Родионов на встрече с представителями СМИ подробно описал схемы движения прогулочного судна «Росси» и сухогруза «Келарви», который его потопил.
«Росси» двигался от Троицкого моста в направлении Литейного. Вдоль набережной у Летнего сада он попытался обогнуть другое стоящее судно (по некоторым данным, также прогулочное). Маневр был еще не закончен, когда в корму «Росси» въехал сухогруз «Келарви».
По счастливой случайности, «Келарви» опрокинул малое судно таким образом, что люди вывалились в сторону от сухогруза в направлении берега. Если бы траектория была иной, людей могло затянуть под сухогруз и изрубить винтами.
Родионов считает, что капитану «Росси» следовало убедиться в безопасности маневра, когда он решил обойти другое судно. Но в данном случае меры безопасности – основные положения и статьи Кодекса внутреннего водного транспорта – соблюдены не были, что и привело к столкновению.
По мнению эксперта, причина – в невнимательности либо пренебрежении правилами, то есть в этом ЧП виноват «человеческий фактор». В то же время списывать на отсутствие опыта такое поведение не стоит, ведь капитан «Росси», по словам руководителя «Агентства внешнего транспорта» – человек опытный, ранее он работал в порту и речном пароходстве.
Эксперт: Причина ЧП с катером «Росси» на Неве — человеческий фактор
Накануне происшествие на Неве стало темой обсуждения на совещании в «Агентстве внешнего транспорта» с приглашением руководства судоходных компаний, в том числе и владельца «Росси» – ООО «Альбатрос».
Транспортное сообщество города намерено инициировать ужесточение правил следования по внутренним водным путям с целью повышения ответственности за безопасность судоходства. Соответствующие предложения сейчас рассматриваются в Минтрансе РФ, но вряд ли можно ожидать, что все это будет документально оформлено в этом году. Соответственно, пассажиры пока продолжают рисковать здоровьем и жизнью, а владельцы судоходных компаний – свободой либо деньгами.
«Ситуация с судоходством «малого флота» по ночной Неве вызывает не просто опасения, но и тревогу. Сейчас рассматривается вопрос о корректировке правил выхода на фарватер прогулочных и экскурсионных судов во время разводки мостов», – сообщил Родионов.
Проблема еще и в том, что до сих пор не урегулирован статус малых рек и каналов Петербурга. Наиболее востребованными для малого судоходства являются канал Грибоедова, Фонтанка, Мойка, Крюков канал. Движение по ним, формально, регулирует Государственная инспекция по маломерным судам. В то же время далеко не все перемещающиеся по этим рекам и каналам «плавсредства» относятся к категории маломерных.
Затонувший «Росси», например, значился в Российском речном регистре. Право перемещения по воде он имел, но зарабатывать с его помощью деньги экскурсиями владелец, по некоторым данным, права не имел. Думается, экономическая составляющая бизнеса заинтересует правоохранительные органы.
Сравнительно небольшие водные артерии Петербурга, в отличие от Невы, Свири, Ладожского озера, других крупных водоемов, в настоящее время не входят в перечень внутренних водных путей РФ. Соответственно, судоходство по ним остается без должного надзора. Этот вопрос вправе рассматривать федеральные органы власти.
Но участники рынка водных перевозок, с которыми связался корреспондент «БалтИнфо», считают возможным урегулировать ситуацию на городском уровне, не ожидая реакции федеральных законодателей.
Большая часть компаний, организовывающих водные экскурсии по рекам и каналам, старается показать туристам вблизи разведенный Дворцовый мост, некоторые – еще Троицкий и Литейный. Время разводки мостов, как считает гендиректор компании «Аква Экскурс» Владимир Филиппов, вполне можно было бы пересмотреть таким образом, чтобы небольшие суда успевали пройти до начала движения крупнотоннажных транспортов.
Сейчас Дворцовый мост разводится в 1.05, а в 1.15 – Троицкий. Первую переправу туристам показать успевают, а наблюдать вторую, как показал опыт «Росси», небезопасно.
«Надо договориться владельцам судоходных компаний, возможно, не рекламировать показ туристам разводки двух мостов, и проплывать только под Дворцовым, организационно все обеспечить, чтобы к 1.30 в акватории никаких малых судов уже не было, они уплывали бы в Фонтанку, например», – считает Филиппов.
Штрафы за нахождение в акватории Большой Невы прогулочных судов во время навигации на линии фарватера сейчас смехотворные – 500 рублей за судно (если нарушение вообще зафиксировано). Примерно в такую же, если не большую сумму, одному туристу обойдется покататься «на ночном кораблике». Всем понятно, что рискуя жизнями пассажиров и собственной жизнью и свободой, капитаны стремятся заработать больше денег.
Ранее озвученное и.о. руководителя организации «Волго-Балтийский водный путь» Геннадием Айзеном предложение вообще запретить ночные прогулки по Неве для туристов судоходные компании встречают в штыки, ведь в этом случае они лишатся солидной части прибыли. По оценке Владимира Филиппова, небольшие судоходные компании в этом случае потеряют до четверти доходов и перед ними встанет вопрос рентабельности.
«Запретом власти ничего не добьются. Услуга востребованная, люди хотят смотреть разведенные мосты. Если власти запретят легально передвигаться по Неве, возникнет коррупционная «емкость», капитаны будут закрашивать номера своих судов, а полиция устанет их ловить», – прогнозирует гендиректор компании.
Происшествие с «Росси» тем временем изучают и сотрудники Генеральной прокуратуры РФ. Впоследствии будет дана оценка действиям судоводителей, контролирующих и других органов, обеспечивающих безопасность перевозки пассажиров водным транспортом.