Впервые с 1910 года в Северной столице вновь демонстрируют "мирные" летательные аппараты. В то время как специалисты обсуждают проблемы развития малой авиации, жители города пробуют на вкус - что значит быть пилотом своего самолета. Авиасалон "ИнтерАэро Ком 2010" занял сразу несколько площадок выставочного комплекса "Ленэкспо". Список тем, которые за 4 дня обсудят специалисты, включает в себя вопросы авиационного законодательства, авиаперевозок между сопредельными регионами, полеты авиации спецназначения, проблемы спортивной авиации и перспективы развития воздухоплавания. Пока эксперты ищут решения и строят стратегии, обычные посетители с удивлением разглядывают "личные" вертолеты и экспериментальные самолеты. "Конечно, сложно осознать, что личный транспорт - это не обязательно автомобиль. Некоторые имеют на даче еще и катера или лодки, но, в любом случае, "свой" самолет кажется чем-то из разряда фантастики", - поделился впечатлениями с корреспондентом "БалтИнфо" один из посетителей выставки Александр Ерушин. Разрушать стереотипы петербуржцев были призваны три вертолета (только один из них российского производства), два "старинных", но вполне исправных самолета и три экспериментальных летательных аппарата. Вертолеты привлекали много внимания, однако все вопросы посетителей касались только их технических характеристик. Никто не спрашивал о стоимости винтокрылых машин, слишком уж экзотическими они казались на фоне российской действительности. Что касается "ветеранов" летного дела, то интерес к ним проявили лишь знатоки истории авиации. К слову, один из самолетов - легендарный "Фарман-4" - самый массовый самолет начала XX века и свидетель того самого авиасалона, который проходил в Петрограде ровно 100 лет назад. Второй экспонат - самолет "Ньюпорт". В дореволюционной России их было всего 15, один из которых использовался как учебный. Откровенно слабый состав экспонатов уравновешивался "бодрой" развлекательной программой. В 15.00 всех посетителей пригласили поближе к воде. Над акваторией Финского залива свое мастерство показали аэроклуб "Невский" и пилотажная группа "Русь". Открыли шоу парашютисты, которые десантировались с 1,5 тыс. метров прямо в центр толпы, встретившей их аплодисментами. Почти сразу же после их приземления над водой показался "кукурузник" Ан-2. С его помощью спортсмены показали "экстремальное десантирование" со 100 метров прямо в воду. После сброса самолет сделал крутой вираж над зрителями и скрылся из виду, а подбирать парашютистов отправились катера МЧС. Пока спасатели вылавливали промокший десант, из-за деревьев показались четыре одномоторных самолета. Они синхронно выполнили "петлю Нестерова", сделали бочку, несколько раз совершили боевой заход прямо на толпу зрителей, после чего попрощались, помахав крыльями. Их место в воздухе занял абсолютный чемпион мира по самолетному спорту Михаил Мамистов. Он выступал на немецком самолете Extra 300, подобные скоростные монопланы участвуют в известных международных авиагонках Red Bull. Мамистов использовал маленький скоростной самолет на полную мощность, буквально "танцуя" в воздухе над "Ленэкспо". Он ложился то на одно, то на другое крыло, делал восходящую штопорную "бочку", крутил мертвые петли, снижался до опасных 100 метров на огромной скорости и выполнял "колокол" - вертикальное зависание в воздухе с выключенным двигателем. После сольного выступления Мамистова вниманием зрителей завладела пилотажная группа "Русь" на реактивных истребителях L-39. Летчики уверенно держали строй, выполняя при этом фигуры высшего пилотажа. Кульминацией выступления стало послание женской половине зрителей. Два самолета, используя красные сигнальные дымы, нарисовали в небе гигантское сердце, после чего третий "пронзил" его дымовой стрелой. Пилоты обещали повторить свое выступление в воскресенье в то же время. Пока женщины восхищались мастерством летчиков, мужчины пытались овладеть базовыми навыками пилотирования самолетов на авиатренажере. С его помощью можно было поднять в воздух виртуальный двухмоторный гидроплан "Аккорд 201". По словам участников выставки, именно такой самолет сейчас разрабатывается в Нижнем Новгороде. Планируется, что он сможет нести до 7 пассажиров и садиться как на воду, так и на обычную взлетно-посадочную полосу. Тренажер представлял собой полностью воссозданную кабину этого летательного аппарата со всеми рычагами управления. Отстояв почти часовую очередь, можно было "поднять его в воздух" из аэропорта Сочи и сделать несколько кругов над побережьем Черного моря, после чего посадить обратно на полосу. "Аккорд" пользовался огромным спросом не только у детей, "глаза горели" и у взрослых мужчин. При этом кажущуюся простой задачу не всем удавалось выполнить с первого раза, и они просили еще одну попытку. А тех, кому не хватало "неба" на тренажере, приглашали ощутить полет на воздушном шаре. Посетителей катали спортсмены сборной России по воздухоплаванию. По словам организаторов авиасалона, он призван не только подогреть интерес горожан к воздушным путешествиям, но и способствовать устранению неразберихи в законах, касающихся малой авиации. Все это позволит популяризировать личный авиатранспорт и преодолеть преграды к его развитию.