Компания PhoCusWright провела масштабное исследование рынка online travel России и Восточной Европы. Глава этой ведущей американской консалтинговой компании Филип Вульф еще в марте 2012 года обозначил свой интерес к российскому рынку, став членом совета директоров системы бронирования Oktogo.ru. Исследование содержит не только анализ нынешней ситуации на нашем рынке, но и информацию о перспективах ее развития. По данным PhoCusWright, сегодня глобальная доля российского туристического рынка составляет 2,6% от общемирового. Она могла бы быть значительно больше, если бы не двойные экономические стандарты в стране и ряд других факторов, сдерживающих развитие. С одной стороны, во многих отраслях экономики успешно внедряются западные модели продуктов, в то же время сохраняются остатки плановой экономики, в частности, оплата труда и технологии во многом ниже стандартов ЕС. Плохо влияют на рынок монополия и консерватизм государства в транспортной сфере, визовые ограничения и недоверие россиян к использованию кредитных карт. К внутренним проблемам можно отнести некредитоспособность населения в регионах (наибольшая часть потенциальных путешественников сосредоточена в крупных городах) и большой процент населения предпенсионного и пенсионного возраста.
Правда, в России, по сравнению с другими странами, есть ряд положительных предпосылок для развития рынка online travel: сильное проникновение интернета, более стабильная экономическая ситуация, чем, например, в Греции или Испании. К положительным факторам можно отнести и политическую изоляцию страны в прошлом, что стимулирует стремление россиян выезжать за рубеж, а иностранцев – приезжать в Россию. По мнению PhoCusWright, в России средний класс составляет 17%, или 25 млн. человек, еще 10% – это растущий средний класс. 15 млн. семей имеют годовой доход $20 тыс. и выше. Всего выехать за границу могут себе позволить 7% населения.
При этом состав участников российского туроператорского рынка глобально не изменился с момента его зарождения, и в целом пакетный туризм переживает кризис. К тому же правовая система России носит ограничительный характер, и не поддерживает туристический бизнес, считают в PhoCusWright. Все это позволяет аналитикам видеть в России большие перспективы для роста числа самостоятельных туристов и, соответственно, развития рынка online travel. Тем более что страну уже сейчас отличает очень высокий уровень (60%) проникновения интернета среди населения в возрасте до 45 лет. Всего в России 40 млн. ежедневных пользователей всемирной сети, из них 72% могут позволить себе путешествовать. Количество покупателей в интернете выросло с 14% в 2009 году до 60% в 2011 году, что превышает показатели стран Центральной Европы, Испании, Италии и других стран ЕС.
За 2010 год туристический рынок увеличился на 14%, а в 2011 году достиг $48 млрд., за следующие два рода объем рынка составит $58 млрд. Россия представляет собой 60% от восточно-европейского туристического рынка и 38% online travel рынка, к 2013 году доли увеличатся до 63% и 50%, соответственно.
По данным PhoCusWright, общий объем российского рынка online travel составляет $4,9 млн. В 2011 году на долю ОТА (online travel agency) приходилось 36%, на прямых поставщиков (авиакомпании, железнодорожные перевозчики и отели) – 64%. Из них доля бронирований авиабилетов составляла 45%, отелей – 25%, железнодорожного транспорта – 14%, доля пакетных туров – 16%.
В денежном выражении OTAs в 2011 году – это $1,8 млрд., что почти на 90% больше, чем годом ранее. К концу 2012 года, по прогнозам аналитиков, обороты вырастут на 54%, а к концу 2013 – еще на 42%. Авиаперевозки в онлайне дают $1,4 млрд., отели – $774 млрд., аренда машин – $4 млрд., железная дорога – $442 млрд., продажи пакетов – $905 млрд.
В PhoCusWright считают, что интернет-продажи к 2013 году составят в России $10,4 млрд., в онлайне будет бронироваться каждое пятое путешествие. Однако, несмотря на столь оптимистичные данные, аналитики, судя по всему, пока не готовы прогнозировать безоговорочную победу online travel над традиционным, операторским, рынком. Значительная часть туристических поездок в России продается по-прежнему через туроператоров, около половины используют интернет для планирования путешествий, при этом покупают все равно в оффлайне. Как пояснила RATA-news генеральный директор компании Oktogo.ru Марина Колесник, причина – неопытному пользователю пока трудно самому через онлайн-сервис сконструировать себе путешествие. «На большинстве ресурсов нет возможности гибкого поиска или возможности поиска по неточным данным. В итоге, до 50% бронирований требуют участия службы поддержки», – рассказала она. Еще одна причина – низкий процент использования кредитных карт при оплате через интернет.
К тому же, российский рынок оказался сложным для мировых online travel агентств, которые заняли лидирующие позиции на многих европейских рынках. В России мировые бренды также получают приличный доход, но доминируют здесь местные игроки. Причем, как считают исследователи, эта тенденция до конца 2012 года сохранится. Агентства будут по-прежнему ориентироваться на потребителей, для которых основным фактором остается цена, а бренд почти не имеет значения. Число небольших туристических онлайн-агентств в России продолжит расти, в основном, в сегменте продажи авиабилетов и отелей. Сегменты железнодорожного транспорта, аренды машин и т.д. будут развиваться слабо.
Ведущими компаниями на российском рынке названы Anywayanyday и Ozon.travel как глобальные операторы. В сегменте авиабилетов лидируют VIP Service и Agent.ru, в бронировании отелей – Oktogo.ru. При этом на долю Booking.com приходится 60% всех онлайн-бронирований в России.