Все выходные блогерское сообщество обсуждало пост в «Живом журнале», который содержал страшное предупреждение якобы от имени пилотов отечественных авиакомпаний. Дескать, держитесь, россияне. Мы летим убивать вас. Цитируем: «Кто начнет первым – не знаю. Может, «Сибирь», может, «Трансаэро», а может быть, и «Аэрофлот». И ты, читающий сейчас эти строки – потенциальный претендент на пронумерованную строчку в скорбном списке, который несколько дней будут крутить по всем новостным каналам страны».
Это блогерское сообщение стало реакцией на поправки к приказу Минтранса за № 139 от 2005 года, который регламентирует состав летного экипажа, время полета и градацию рейсов на дневные и ночные. Автор поста очень эмоционально критикует документ транспортного ведомства: «Минтрансовские наперсточники «сумели обосновать», что, вылетая вечером в Токио, Гонконг или Бангкок, вы, проткнув насквозь ночь и приземляясь там утром следующего дня, совершили дневной полет. И вылетающий через полтора часа возвратный рейс в Москву тоже будет дневным. А коль скоро полет признается дневным, то и выполняют его два, а не три летчика». Далее – в том же духе.
Нормальный человек отреагирует на такое известие однозначно – ужас, караул, все пропало. Но эмоции эмоциями, а факты – фактами. Ни в коем разе не защищая Минтранс, все-таки хочется уточнить, что ни в справочно-правовых системах, ни на сайте ведомства текста поправок к приказу № 139 найти не удалось. Самые последние изменения документа в части летного регламента датируются сентябрем 2010 года. Они касались в том числе возможного увеличения полетного времени с 800 часов до 900 часов в год. Это изменение, кстати, вносилось по инициативе пилотов, летающих на Airbus.
Далее. В авиакомпании «Сибирь (S7)» «БАНКО» сообщили, что в Токио и Гонконг они из Москвы не летают: рейсы выполняются из более близких в географическом плане городов, например Владивостока. Кроме того, авиапарк S7 состоит, в основном, из среднемагистральных самолетов.
Пресс-секретарь «Трансаэро» Сергей Быхал сказал, что авиакомпания 20 лет летает без ЧП, а также напомнил, что согласно исследованиям немецкого бюро JACDEC «Трансаэро» считают пятой по безопасности АК в Европе и пятнадцатой – в мире.
Безусловно, российские летчики нуждаются в строжайшей охране своего труда. Но дефицит кадров, являющийся причиной возможной переработки пилотов, можно было бы устранить, отменив приказ Минтранса не брать на летную работу иностранцев. «Вряд ли к нам массово потянулись бы, например, американцы, но кадры из Европы вполне могли бы прийти», – считает Валентин Ведякин, директор по развитию компании «Аэро Клуб». По мнению экспертов, «заградительный» ценз давно устарел, а средние по авиаотрасли зарплаты – 150–200 тыс. рублей – вполне конкурентоспособные даже по мировым меркам.
В заключение можно сказать, что «крик души», опубликованный в ЖЖ, пусть и чересчур эмоциональный, но практически единственный способ сообщить общественности и чиновникам о проблемах в отрасли, а то, что они есть, никто не сомневается. Уточним, что забастовки транспортников в России запрещены законодательно.