Региональные агентства давно оценили удобство оплаты тура через терминалы. Моментальное поступление средств за заявку туроператору облегчает работу с «горящими» турами, но и ведёт к нарушению закона.На сегодняшний день для российского турагента существует несколько вариантов оплаты тура: перевод финансов с расчётного счёта на счёт туроператора, оплата наличными в офисе туроператора, оплата через платёжные терминалы и платёжные системы. Опрошенные STI эксперты настаивают на том, что легитимными являются только два первых. «Согласно Федеральному закону «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами», - поясняет юрист Сергей Смирнов, - оплата через платёжный терминал может производиться только физическим лицом. В соответствии со статьёй 313 ГК РФ, исполнение обязательств перед кредитором (туроператором) может быть возложено должником (турагентом) на третье лицо (на туриста или работника агентства). В таком случае турфирма должна отправить туроператору официальное письмо с указанием данных физического лица. Но и здесь не избежать нарушения закона, поскольку через терминалы денежные средства могут вноситься только в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
Несмотря на это, терминалы получают всё большую популярность. «Сегодня это своеобразный тренд. Увеличение количества терминалов в Новосибирске связано как со спросом, так и с активностью дилеров, - сообщил STI Игорь Соловьёв, директор новосибирской турфирмы «Центральное Бюро путешествий». - Только нам они позвонили, наверное, раз восемь - девять». У терминалов, как платёжной системы, по мнению экспертов от турбизнеса, есть свои преимущества и недостатки.
Применение терминалов, конечно, расширяет инструментарий агентств. С другой стороны, возникают вопросы с налогообложением, так как формально деньги, оплаченные через терминал, не являются деньгами турагентства. Фактически, это неучтённый доход, который облагается штрафами. «Избежать (рисков – STI) можно, если агенты будут пробивать через кассовый аппарат свою комиссию, а основную сумму проводить через терминал, - полагает Игорь Соловьёв. - Но это не совсем удобно для турагента, так как тогда будут показаны данные, которые относятся к внутренним экономическим показателям».
Уже в 2010 году на уровне правительства страны поднимался вопрос о запрете оплаты туристских услуг через терминалы, поскольку налоговые органы подозревали турагентства в сокрытии доходов от налогообложения. Как поясняет Олеся Богданова, бухгалтер нескольких небольших красноярских туристских фирм, поскольку оплата через терминалы проходит как платёж физического лица, то учитывать данные расходы в бухгалтерии невозможно: «Я всегда настаиваю на том, чтобы терминалы не использовались. Но, ситуации бывают разные, так, например, одна из моих подопечных фирм в срочном порядке оплатила тур в «Лабиринте». На следующий день стало понятно, что торопились зря, оператор объявил себя банкротом. Возвратом заниматься не стали, я посоветовала про эти 25 тысяч рублей забыть, чтобы не вышло себе дороже».
В ситуации, когда турагентство принимает от туристов деньги, а затем самостоятельно проплачивает заявку через терминал, клиент не получает чеки ККТ или БСО. «За такие действия предусмотрена административная ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ - штраф на должностных лиц - от трёх до четырёх тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати до сорока тысяч рублей, - констатирует Сергей Смирнов. - При этом нужно отметить, что для туроператора с точки зрения закона ситуация прозрачна – он может принимать платежи от любого физического лица. И, если к турагентству у налоговой могут возникнуть вопросы (например, договор заключён с турагентством, счёт выставлен турагентству, на каком основании платёж осуществляет третье лицо?), то к туроператору никаких вопросов не возникает. Статья 313 Гражданского кодекса разъясняет этот момент».
Соответственно, все риски приходятся исключительно на долю агентства. Помимо потенциальных проблем с налоговой, осложнениями грозят любые непредвиденные обстоятельства. «Если произошла ошибка, либо тур подлежит аннуляции, то выгода превращается в головную боль, - комментирует Зульфия Рыжова, менеджер красноярской компании «Атлантис». - Возникла ситуация, когда менеджер ошибочно отправил крупную сумму не тому оператору, деньги вернуть оказалось невозможно никаким образом, только бронировать тур у этого оператора и делать перезачёт денежных средств». «При потере квитанции перезачёт денежных средств не будет произведён», - добавляет Олеся Богданова.
На сегодняшний день вопрос с проведением платежей турагентств обрёл новую остроту: многочисленные банкротства крупных туроператоров принесли партнёрам не только явные потери, но и скрытые, поскольку не все руководители турагентств рискнули официально потребовать возврата средств, переведённых через терминалы. В ситуации, когда деньги были приняты от клиента под приходный ордер, а затем самостоятельно загружены в платёжную систему, у турагента отсутствует факт легального платежа. «Через терминалы туроператорам платят только те, кто нарушает российское законодательство, так как приём денег у населения может быть только определёнными способами, - считает Ольга Тимохина, исполнительный директор новосибирского Бюро путешествий «Гран-Тур». – Но при этом оплата туроператору возможна только одним законным путём - через банковский счёт. Однако, многие, если не большинство, берут деньги от клиента и ничего не дают взамен, или дают квитанцию, что не является законным. Раз деньги не попали в кассу агентства, то и отправить их законным путём нельзя. Вот и идут все и толкают деньги в терминалы».
Вопрос легитимности туристских платежей так и не нашёл своего решения в 2010 году. В 2014 ситуация в отрасли такова, что официального решения можно и не ждать: те, кто раз обожглись с данным способом оплаты, вряд ли к нему вернутся, остальным придётся выбрать, что важнее – удобство или надёжность.