По итогам завершающейся речной круизной навигации, количество пассажиров на лайнерах возросло на 15 - 20%. При этом в следующий сезон организаторы путешествий по рекам тоже смотрят с оптимизмом, уверяя: если государство поможет с развитием инфраструктуры и восстановлением судоходности, спрос обязательно будет.
Возросший спрос на речные круизы объясняется разными причинами. Включая и то, что привыкшие к экзотическим странам и впечатлениям за границей россияне уже не готовы к «овощному» отдыху лишь на пляже: они хотят приключений. И речной круиз, когда можно загорать и купаться, посетить много городов и исторических мест, одновременно находясь в условиях комфорта, такую возможность предоставляет.
По приблизительным оценкам, в навигацию 2016 года по рекам России отправились около 600 тыс. туристов, из которых каждый шестой - иностранец. Гости из-за рубежа, в прошлом году количественно «просевшие» на 30%, в 2016-м практически восстановили свое присутствие в речных круизах по России. При этом эксперты говорят о значительном увеличении спроса на речные путешествия с выходом судов из Петербурга. Это привычные направления на Москву и Соловецкие острова, а также особенно востребованные у нас круизы выходного дня на Валаам. В следующую навигацию на соловецкое направление будет переброшено сразу несколько дополнительных судов. В их числе трехпалубные теплоходы проекта 588 «К. А. Тимирязев», «А. С. Попов» и «Карл Маркс».
По разным оценкам, средняя стоимость дня в речном круизе составляет от 3,5 до 5 тыс. рублей, а показатель средней цены путешествия в целом по стране достигает 55 тыс. Ответ очевиден: если цена трехдневного стандартного тура на Валаам (в навигацию 2017 года) начинается от 7 тыс. рублей, то 5 дней речного круиза по этому же маршруту (с заходом на Коневец, в Кижи, Сортавалу или Пеллотсари) уверенно тянут как минимум на 17 тыс. А стоимость 22-дневного тура из Волгограда до Петрозаводска и обратно (через Петербург) только начинается от 89 тыс. рублей.
Эксперты отмечают, что спрос, как и на других направлениях туризма, сейчас все больше поляризуется. «Все популярнее становятся туры на люксовых теплоходах, на которых каюта обходится примерно в 10 тыс. рублей в день, - говорит заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова. - Причем такие туристы предпочитают маршруты продолжительностью 10 - 13 дней».
Однако растет спрос и на путешествия, которые предполагают минимум затрат. В связи с чем в сезоне 2016 года на реках России был предложен новый формат туров - лоукост-круизы, в рамках которых пребывание на борту лайнера обходится от 2 тыс. рублей в сутки. По словам Светланы Гончаровой, в этом случае туристу фактически предлагается своеобразный «конструктор»: он сам выбирает, какие услуги ему нужны, а какие - нет. «Оплачивается только проживание на борту судна и минимум услуг, - резюмирует эксперт. - Все остальное (включая питание, экскурсии и другие сервисы) путешественник «собирает» по собственному усмотрению».
И все было бы хорошо, если бы не мелководье и неразвитость инфраструктуры. Думаете, только в Петербурге нет речного вокзала? В Рязани и на острове Свияжск на Волге нет даже пассажирского причала. А проблема городецкого гидроузла, из-за которого фактически остановлена сквозная пассажирская навигация по Волге, так и не решена.
Впрочем, и на этом «фронте» перемены к лучшему имеются. Например, на Оке отреставрировали шлюз «Кузьминский», что позволило увеличить продолжительность туров до 7 дней. Идут работы на Беломорканале. Хотя проблема его судоходности (например, для четырехпалубных судов) еще до конца не решена, надежда появилась. По словам Ирины Ориничевой, заместителя директора департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ, ведомство уже приняло принципиальные решения и по поводу «расшивки» двух узких мест на Волге. «К 2020 году гидроузлы, в районе которых сейчас наблюдаются серьезные трудности с движением по реке, будут полностью реконструированы», - заявила она.
Есть хорошие новости и о строительстве новых судов. Их на российских реках не видели уже лет 40. Но вот представитель Объединенной судостроительной компании (ОСК) Сергей Итальянцев на недавно состоявшемся в Петербурге форуме сообщил: первое судно проекта PV-300VD уже строится на астраханской верфи «Лотос», а еще несколько контрактов находятся в стадии обсуждения. У ОСК есть и другой проект - речное круизное судно проекта ПКС180 «Золотое кольцо», которое благодаря использованию гребных колес и малой осадке способно ходить по неглубоким рекам и приставать даже к необорудованному берегу. Что как раз и требуется с учетом существующей инфраструктуры. А поскольку Минпромторг и ОСК разработали целый пакет льгот для потенциальных покупателей пассажирских судов, процесс пошел: в Нижегородской области уже строятся четыре судна, а еще три проектируются.
Это дает основания заместителю руководителя Ростуризма Сергею Корнееву, называющему круизы «вечным двигателем отрасли», с уверенностью заявлять, что «России с ее огромным потенциалом есть что предложить на рынке круизов». «Но кроме всемерного развития инфраструктуры нам еще надо научиться подавать этот продукт туристу так, как он этого заслуживает», - добавляет он.