Авиакомпания «Победа», не договорившись с погранслужбой Пулково об ускорении проверок международных рейсов из аэропорта, прекратила переговоры об их возобновлении. Перевозчик требует жестких финансовых гарантий отсутствия задержек, но погрануправление ФСБ отмечает, что они обусловлены действиями экипажей самой компании.
В итоге «Победа» будет летать из Петербурга только на черноморские курорты, что, по мнению экспертов, даже полезно для общего пассажиропотока Пулково — на международных рейсах перевозчик конкурировал с другими авиакомпаниями, а по России сможет отобрать часть работы у железнодорожников.
Авиакомпания «Победа» (лоукостер «Аэрофлота») прекратила переговоры с погранслужбой аэропорта Пулково о возобновлении международных перевозок из Петербурга, рассказал “Ъ” источник, знакомый с ситуацией. Лоукостер объявил о прекращении перевозок в январе, накануне открытия продаж на летний сезон. По информации “Ъ”, длительные проверки погранслужбы в Пулково увеличивали разворот самолетов «Победы» со стандартных 30 минут до 2 часов, что и послужило причиной отказа от зарубежных рейсов из аэропорта. Последние вылеты состоятся в марте.
В пресс-службе пограничного управления ФСБ по Санкт-Петербургу рассказали, что члены экипажей «Победы» отказывали сотрудникам погранконтроля в доступе к ряду помещений и технологических отсеков самолетов, выполняющих международные рейсы. Отсеки были «опечатаны стикерами с росписью неизвестных лиц», пояснили в управлении.
Стороны пытались договориться: по данным “Ъ”, в январе—феврале на площадке комитета по транспорту Петербурга прошел ряд совещаний с представителями погрануправления, ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС, оператор Пулково) и «Победы». Но, говорит один из источников “Ъ” в Смольном, «дальше общих разговоров и деклараций дело не пошло».
В «Победе» не стали обсуждать возможность возобновления международных рейсов, отметив лишь, что освобожденные провозные емкости запланированы для летней региональной программы полетов — перевозок из Петербурга и других регионов РФ на черноморские курорты. Источник, близкий к руководству авиакомпании, сообщил, что возобновление международных рейсов возможно, лишь если авиакомпания получит финансовые гарантии исключения задержек международных рейсов.
По словам источников “Ъ”, аналогичные разногласия были у «Победы» и в других городах, но их удавалось разрешить с помощью операторов аэропортов или местных властей. В пресс-службе врио губернатора Петербурга Александра Беглова не ответили, участвовал ли он в переговорах по рейсам «Победы». В ВВСС утверждают, что предлагали создать совместную рабочую группу, но «оперативно достичь согласованной всеми сторонами позиции не удалось». По данным ВВСС, в 2018 году «Победа» перевезла на рейсах из Петербурга 1,2 млн человек, обеспечив 6,6% от общего пассажиропотока аэропорта, в том числе 203 тыс. пассажиров (1,1% от пассажиропотока) на международных рейсах.
Партнер юридической компании НАФКО Ирина Мостовая говорит, что единственный законный способ сокращения времени досмотра для любой авиакомпании — содействие его проведению. «По статье 85 Воздушного кодекса предполетный досмотр судов обязателен, проводится уполномоченными лицами служб авиабезопасности, таможенной и пограничной служб. По требованию проверяющих перевозчик обязан обеспечить доступ ко всем подлежащим проверке отсекам самолета»,— поясняет юрист.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов добавляет, что для модели point-to-point, характерной для «Победы», важен локальный спрос, поэтому «найти альтернативу Петербургу будет сложно». При этом Пулково, по мнению гендиректора Friendly Avia Support Александра Ланецкого, от смены стратегии «Победы» в аэропорту только выиграет: «На направлениях из Петербурга в Европу "Победа" за счет низкой цены создавала дополнительный спрос только для 30% перевезенных пассажиров, остальные 70% она отбирала у авиакомпаний-конкурентов». Переориентировав рейсы на российские курорты, по мнению эксперта, компания сможет забрать часть пассажиропотока у железной дороги и автотранспорта.
Герман Костринский; Яна Войцеховская, Санкт-Петербург
Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ