В марте Пушкинскому заповеднику в Псковской области исполняется 90 лет. Традиционно к юбилею приурочены многие весенне-летние мероприятия, в частности, выездная музейная программа, выставка лучших образцов живописи из музейного собрания, поэтические чтения и многие другие интересные события. Однако, несмотря на большие планы и постоянную деятельность по привлечению туристов, возродить огромный, «советских» масштабов поток посетителей знаменитому заповеднику не удается. Как рассказал в интервью радиостанции «Европа плюс» директор государственного музея-заповедника «Михайловское» Георгий Василевич, самыми посещаемыми годами были 1970-е, когда в школе изучение Пушкина проходило не только за партой, но и во время поездок в Пушкинский заповедник. В те годы праздники поэзии привлекали в Пушкиногорье десятки тысяч людей. Тогда общее количество посетителей приближалось к миллиону человек». Сейчас, по словам г-на Василевича, в Михайловское ежегодно приезжают около 300 тысяч туристов.
Операторы по внутреннему туризму в беседе с корреспондентом RATA-news назвали основные причины спада турпотока в Пушкиногорье. Заместитель генерального директора «Солвекс Трэвэл» Людмила Сысойкина считает, что это общая проблема для экскурсионного туризма. «В 2000-е годы в этом сегменте был подъем, ездили группы, индивидуалы. И целые классы школьников - до принятия нынешних СанПиНов, разумеется. Теперь этот ручеек иссяк», - пояснила она.
По мнению г-жи Сысойкиной, транспортная составляющая подобного тура – одна из решающих, и речь идет не только о довольно дорогих железнодорожных билетах, но о самом качестве дорог в области: дорога в Михайловское – одна из самых разбитых, причем, в таком состоянии пребывает, по меньшей мере, уже лет десять. Генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин уверен, что на выбор тура, в первую очередь, влияет его стоимость. Путешествие на 3 дня/2 ночи в Псков с экскурсиями, в том числе и в Михайловское, обойдется почти в 10 тыс. рублей, а если соберется семья из трех человек, получается бюджет, вполне сопоставимый с ценой отдыха на юге. «У нас два групповых тура в Псковскую область, но они не очень востребованы – за прошлый год мы отправили не более ста человек», - заметил г-н Ромашкин.
Поскольку из Москвы потоки небольшие, принимающие фирмы на месте консолидируют группы с проживанием в Пскове и два-три дня возят на автобусе по достопримечательностям области. По мнению г-на Ромашкина, туристов сейчас больше привлекает сам Псков, где энергично развивается городской событийный туризм, театральные постановки, масштабные исторические реконструкции. Музей в Михайловском, как ни печально, проигрывает ему в популярности.
Как подтвердила вице-президент группы компаний «Мультитур» Татьяна Семенова, Пушкиногорье – не самое ходовое направление, особенно в сравнении с Золотым кольцом, на котором и дороги, и инфраструктура заметно более «ухоженные». Группы на территории заповедника, как правило, размещают в скромной турбазе. Более комфортные гостиницы находятся в Пскове, их чаще бронируют индивидуальные туристы. Тем не менее, считает г-жа Семенова, можно говорить о постепенном возрождении экскурсионного туризма в России.
Коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах согласна с этим мнение: в стране восстанавливается интерес к истории и культуре России, путешествиям по малым городам, с каждым годом расширяется количество программ у местных принимающих компаний. «Но активного интереса именно к пушкинским местам на Псковщине пока не видно, они востребованы только в рамках общих экскурсионных программ», - добавляет г-жа Булах.