Польша отмечает снижение польско-российского товарооборота и туристического потока из России с начала текущего года, но пока не связывает это с украинским кризисом.
«Мы отметили некоторое снижение товарооборота с Россией в этом году за первые три месяца. Наша оценка такова, что это связано с падением курса рубля по отношению к иностранным валютам. Это естественное явление, когда импорт становится уязвимым из-за падения или повышения курсов валют», - сказал посол Польши в России Войцех Зайончковский в интервью «Интерфаксу».
«Данное явление началось еще до украинского кризиса. Возможные последствия от кризиса на Украине можно будет увидеть через два-три месяца. Статистика покажет», - добавил он.
Снижение турпотока из России посол увязал также с экономическим фактором.
«И покупки в Польше, и гостиницы, и отдых в целом стали дороже для граждан России. Если по отношению к евро рубль потерял 20% в январе-феврале, естественно, цены на гостиницы и отдых в горах выросли. Их стоимость для граждан России выросла соответственно на 20%. Это явление касается большинства европейских стран», - рассказал г-н Зайончковский.
«То же самое касается отдыха. Падение стоимости рубля совпало с тем моментом, когда многие русские туристы обычно стремились на юг Польши, в горы. Другой вопрос, что снега в этом году практически не было. Это тоже повлияло, оказалось отрицательным фактором.
Это отразилось на экономических отношениях не только Польши и России, но и видно, что приток иностранных туристов в польские горы стал меньше. Погодные условия не оправдывали поездки», - пояснил посол.
Игорь Чуканов, генеральный директор компании «Альцес», отметил общее снижение продаж по всем направлениям, вызванное экономическими факторами и украинским кризисом. «Несмотря на падение российского турпотока в Польшу, говорить о значительном спаде было бы неточным. Что касается сокращения количества запросов на визу, то необходимо учитывать туристов, обладающих мультивизой. Это значительная часть», - сказала эксперт.
По словам эксперта, снижение турпотока, безусловно, чувствуется, но, по его мнению, направление движется по пути восстановления и стабилизации.
«Если сравнивать Польшу с Венгрией, то второй удается удерживать прежние объемы за счет развития лечебного туризма, от которого туристы, как правило, не отказываются.
Перспективы Польши в лечебном туризме достаточно хорошие, но этот сектор все еще остается не востребованным, в частности по причине значительной отдаленности от основных курортов», - рассказал собеседник.
На предстоящий сезон эксперт смотрит тем не менее позитивно. «Хочется верить, что мы имеем дело с отложенным спросом в связи с общей экономической и политической ситуацией», - заявил он.
Евгений Любезников, генеральный директор компании «Сервис Вояж», разделяет мнение коллеги относительно снижения российского турпотока, характерного для всей Европы, в том числе и для Польши.
По его словам, Польша проигрывает в стоимости продукта относительно ожиданиям туристов. «Валютные колебания привели к удорожанию турпакета на 20%, что, безусловно, негативно сказалось на спросе, - сказал собеседник. – При этом линейка продукта становится шире, Польша из направления для индивидуального отдыха, превращается в более массовое, потому перспективы у направления самые позитивные».
«Даже при текущем соотношении валют отдых на польской Балтике кажется туристам привлекательным, потому по итогам 2014 года мы надеемся получить хорошие результаты», - рассказал эксперт.
Наконец, Ирина Образцова, генеральный директор турбюро «Свобода», связывает падение спроса на отдых в Польше с малой известностью направления на российском рынке, при этом эксперт отмечает широкие туристические возможности страны.
«Польша обладает огромным туристическим потенциалом, здесь представлены практически все виды туризма: от лечебного и экскурсионного до активного и гастрономического. Однако у туристов она чаще всего ассоциируется с транзитом. Об этом говорит и статистика консульств», - рассказала собеседница.
По ее словам, основной поток туристов в Польшу составляют возвратные туристы. «Работа по привлечению новых туристов полностью ложится на плечи туркомпаний, со стороны туристических властей Польши массовых рекламных компаний не представлено. А успех направления во многом зависит от этого», - говорит эксперт.
«Мы надеемся, что Польша займет достойное место на российской туристической сцене, потому как все необходимое для этого у нее есть», - заключила она.