Почему взлетают цены на авиабилеты

Федеральная антимонопольная служба намерена выяснить механизм работы систем бронирования авиабилетов. И главный вопрос - почему их цена не снижается, если накануне вылета еще есть свободные места.

Речь идет о билетах экономкласса, которые популярны у пассажиров, пояснили "Российской газете" в ведомстве. Подробности о том, как ФАС намерена получать информацию, обещают рассказать через несколько недель. Будет ли запрашивать информацию у авиакомпаний или обратится к представителям международных систем.

Президент Владимир Путин поручил разобраться с формированием цен на авиабилеты в среду после встречи с руководителем ФАС Игорем Артемьевым, который сообщил, что специальные компьютерные системы российские перевозчики импортировали из Европы и США. По мнению Артемьева, их работа выглядит, как картельный сговор всех мировых авиаперевозчиков.

Механизм очень простой. Авиакомпания вносит в систему бронирования информацию о рейсе, о количестве мест, о классе воздушного судна, указывает диапазон цен. И далее система в зависимости от спроса управляет ценами. Растет спрос - растет цена. Если же потенциальный пассажир просматривает предложения в системе бронирования, но не покупает билеты, то он не влияет на расклад цен.

Система ориентируется только на число бронирований, и не по направлениям, а на конкретные рейсы. На утренний спрос может быть высоким, а на вечерний на том же направлении - низкий, напоминает главный редактор портала "AVIA.RU" Роман Гусаров. И тогда цена будет разной. Система предлагает билеты на все рейсы в ближайшие дни.
Снизить цены на билеты может обнуление НДС для авиакомпаний. Но решение пока не принято

По мере приближения даты отправления возрастает обычно и стоимость билетов. Но есть и случаи, когда цены резко падают, отмечает эксперт. Несколько лет назад, когда курсы валют резко менялись чуть ли ни каждый день, многие начали отказываться от поездок за рубеж. И тогда стоимость полетов на новогодние праздники резко снизилась. За неделю до отправления билеты стоили значительно меньше, чем за пару месяцев до вылета, отмечает Гусаров. То есть системы бронирования действуют по принципу динамичного ценообразования.

Так почему же билеты, которые остаются нераскупленными, не дешевеют в самый последний момент и в самолете остаются свободные места?

Авиакомпания устанавливает сама минимальную и максимальную цену, за которую может продаваться билет в системе бронирования, пояснил Гусаров. Более того, перевозчик может установить плоский тариф на продажу билетов в том или другом направлении и система тогда не будет его корректировать.

Зимой авиакомпании опускают стоимость перевозок, так как нет спроса, а летом как раз пытаются получить прибыль за весь год. Получается, мы платим за пустые места? Нет - уверяет Гусаров. Так, в высокий сезон, когда перевозчик продает более 70 процентов билетов в салон экономкласса, тогда можно считать, что рейс окуплен. И дальше перевозчик начинает поднимать цены на билеты, чтобы получить прибыль, если есть спрос. Либо, если спроса нет, то не поднимает стоимость билетов.
70 процентов раскупленных билетов в экономклассе окупают весь рейс, поэтому снижать цены на оставшиеся пустые места перевозчику не выгодно. Он, наоборот, их поднимает, чтобы заработать на тех, кто решил лететь в последний момент

Если говорить о бизнес-классе, то там картина немного другая. Если два-три места в бизнес-классе проданы, то он себя на рейсе окупил. Бизнес-класс - это больше сервисная услуга, поэтому и дорогая, поясняет эксперт.

Что касается сговора перевозчиков, то пока ни в одной стране мира не возникло вопросов у регуляторов к перевозчикам и системам бронирования, напоминает эксперт.

В любом случае по международному законодательству прямое регулирование стоимости билетов со стороны государства не приветствуется, поэтому и в России нет регулируемых авиатарифов. Зато государство может стимулировать перевозчиков на введение плоских, низких тарифов, например, вводя для них налоговые льготы.

Например, обнуление налога на добавленную стоимость (НДС) на внутренние авиаперевозки. Эта мера может быть рассмотрена на совещании у главы государства в конце года, передает "Интерфакс" слова помощника президента РФ Игоря Левитина. Минтранс уже предложил обнулить НДС для всех внутрироссийских авиаперевозок. Но пока речь идет об обнулении НДС на полеты в Калининград. Сейчас уже существует льгота - авиаперевозки внутри страны облагаются НДС в размере 10 процентов. Исключение составляет только пассажирское авиасообщение с Крымом, которое не облагается НДС до 2019 года.

Фото: Марина Лысцева/ ТАСС

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Март 22, 2019 - 09:33

Межведомственная комиссия при Минтрансе РФ отказалась выдать авиакомпании «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») допуски к рейсам в ряд городов Турции, Италии, Греции и Грузии, свидетельствует опубликованный 21 марта приказ Росавиации.

 

Март 22, 2019 - 09:21

Базовый перевозчик аэропорта Пулково авиакомпания «Россия» вслед за материнским «Аэрофлотом» с апреля введет безбагажный тариф, который позволит снизить стоимость авиабилета до 30% по 36 направлениям из Петербурга. По оценке аналитиков, услуга провоза багажа в среднем обходится пассажиру в 1,5 тыс. рублей. Однако эксперты уверены, что одновременно с этим подорожает тариф с багажом — на сумму до 1 тыс. рублей.

 

Март 22, 2019 - 08:45

Рабочая группа при Росавиации утвердила разрешения на выполнение чартерных рейсов в апреле. В этом месяце российские авиакомпании выполнят в два раза больше чартеров, чем в марте, однако некоторым авиакомпаниям рекомендовано сократить программы.  

 

Март 21, 2019 - 19:55

Предусмотрены три тарифные группы обслуживания эконом-класса – LIGHT, STANDART, BASE.