Что такое фонды открытого хранения? Это когда:
— экспонаты отдыхают от участия в экспозициях
— мало места в залах, но показать хочется
-показать новые приобретения, когда они еще не готовы к показу в залах.
Музей истории религии пригласил похвастаться именно этим — с 15 ноября 2024 года французская скульптура конца XIX века и полотно работы неизвестного художника конца XIX – начала XX веков стали частью Музейного фонда Российской Федерации, войдя в собрание Государственного музея истории религии.
Финансирование покупки осуществил банк Санкт-Петербург, за что ему огромная благодарность. Это уже не первый случай покупки у конкретного коллекционера составляющих его собрания, но что то он и дарил как меценат. Его имя не разглашается.
Оба произведения явно с западной России, скорей всего, с территории нынешней Белоруссии.
Сюжет скульптуры Иисуса для меня стал новым — это сюжет пылающего сердца. Почитание Святейшего Сердца Иисуса, возникло еще в Средние века под влиянием культа Страстей Христовых. Но этот сюжет имеет ещё одно название — «пламенеющее сердце», поскольку из верхней части сердца исходят языки пламени. Сердце опоясано терновым венцом.
У скульптуры удивительно хорошо сохранилась роспись тканей — хотелось просо ощутить их тактильно
Скульптура требует некоторой реставрации — лицо Иисуса явно искажено предыдущими поновлениями, как и цвет облака, на котором он стоит. Поэтому пока фигура будет находится в запасниках.
У второго приобретения — другая судьба. Она будет представлена на выставке «Ступени человеческого века» уже осенью 2025 года.
Картина «Святое Семейство» неизвестного мастера выполнена по рисунку итальянского художника, рисовальщика и литографа Луиджи Крозио (1835-1916). Отличие в том, что неизвестный художник добавил к традиционному сюжету изображение Бога — отца.
Полотен с подобной иконографией в фонде нет, вновь приобретенный холст восполнит этот пробел.
Меня очень порадовал взгляд Иосифа — мне показалась в нем такая любовь, которая может все перевернуть
У Музея истории религии сложная судьба. Он начинался практически с нуля, пережил блокаду в подвалах Казанского собора. За 92 года своего существования собралась огромная коллекция, чему поиогают, надеюсь, часто, и спонсоры. Честь им и хвала. И хвала музейщикам, хранящим наши сокровища.
Татьяна Бушманова
Фото Татьяна Бушманова