Черноморское побережье традиционно является одним из любимых направлений наших отпускников. В Краснодарский край летом 2024 года приедут около 11 миллионов туристов, по прогнозу АТОР.
Из них от 12 до 15 процентов доберутся до курортов железнодорожным транспортом. В Крым приедут еще 5 миллионов россиян, но лишь миллион — на поездах. На самом деле доля путешественников, которые предпочли бы железнодорожный транспорт любому другому, гораздо выше. Люди просто не могут купить билеты. Почему — разбиралась «Парламентская газета».
Поручено исполнить
Поезда — самый недорогой вид транспорта и спасение для аэрофобов. Тем более сейчас это особенно актуально, когда большинство аэропортов российского юга не работают, а провести сутки за рулем на автомобиле, чтобы добраться до курорта, готов не каждый турист. Поэтому спрос на железнодорожный транспорт гораздо выше, что еще в марте признавал генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров.
Проблема с билетами накалилась настолько, что накануне горячего отпускного сезона-2024 жалобы россиян на трудности с покупкой железнодорожных билетов к Черноморскому побережью дошли до Президента РФ. Владимир Путин по итогам совещания по вопросам развития юга России и Приазовья, прошедшего 6 марта, распорядился исправить ситуацию, утвердив 24 апреля целый ряд поручений Правительству — в том числе рассмотреть возможность сократить до 16 часов время пути поездов от Москвы до курортов российского юга и проработать перераспределение части грузопотока на водный транспорт, освободив таким образом железнодорожную и автодорожную инфраструктуру для туристов. Как Правительству удастся выполнить эти поручения, станет ясно 15 июня. Но задача очень непростая.
«Нужно понимать, что огромное количество грузов доставляется по тем же путям, по которым едут и пассажирские поезда. Инфраструктура двойного назначения. Есть определенное расписание движения, и оно должно четко выполняться. Поэтому невозможно запустить больше поездов, чем есть сейчас. То есть какой-то гандикап есть, но, по сути, мы должны грузы отменять ради пассажиров. Но грузы тоже важны», — сказал «Парламентской газете» председатель Общероссийской общественной организации содействия защите прав пассажиров «Объединение пассажиров» Илья Зотов.
Купить билеты: миссия (не)выполнима
Пока картина удручает. Люди совсем не преувеличивают, жалуясь в интернете на сложности или невозможность купить билеты.
Методом «проверено на себе» 26 апреля мы попытались на сайте РЖД найти и оформить билет до Сочи на 1 мая. В доступе были лишь два поезда. У одного конечная точка Адлер, у второго — Сухум. Билеты в основном в плацкарту, но есть на оба: 168 мест — в адлерском поезде, 128 — в сухумском. Цены — от 4,4 тысячи до 5,2 тысячи рублей. Время в пути — 34—40 часов, что пока далеко от рекомендуемых главой государства 16-ти часов.
На 31 мая по состоянию на 26 апреля в наличии есть 10 поездов до Адлера. Но ценник варьируется уже до 10 тысяч, а мест — единицы. Есть даже поезд, который в пути находится чуть меньше 24 часов и перевозит в том числе авто- и мототехнику. Но купить на него билет нереально — как и утверждают пассажиры на форумах, страничка зависла на этапе выбора места.
Устроивших массовую драку в Туапсе мигрантов выдворят из России
На 15 июня мы насчитали девять поездов. Мест считанные единицы: по два-четыре в каждом составе. Купить невозможно, страничка зависла. На 15 июля — пять поездов, мест единицы, купить невозможно.
Мониторинг по тем же датам на специальном онлайн-ресурсе, специализирующемся на продаже железнодорожных билетов, показал чуть более приятную картину. Но лишь чуть.
На 1 мая есть восемь поездов до Адлера, но места в наличии только в двух из них. Ценник — от 4,7 до 9,6 тысячи. Купить можно, мы проверили, все загружается.
На 31 мая по запросу вышло 11 поездов, но мест уже очень мало. На 15 июня в 10-ти поездах всего 18 нераскупленных мест. На 15 июля стоят 10 поездов, но на все лишь восемь непроданных мест за 5,4—9 тысяч рублей. И эти варианты вряд ли подойдут семьям от трех и более человек, потому что места разбросаны по разным вагонам.
Любопытно, что на этом ресурсе есть возможность предзаказа билетов, если вдруг появятся места. А появиться они могут, если кто-то сдаст свои билеты или в состав включат дополнительные вагоны. При этом указано, что шанс выписать билеты гораздо выше, если пассажир готов заплатить за билет в два раза больше.
Кто не успел: надежда на допвагоны
Дополнительные вагоны в составы включают при первой же возможности, заверили нас в пресс-службе ОАО «РЖД», куда «Парламентская газета» обратилась с просьбой пояснить, с каких дат начнет исполняться поручение президента и как в целом обстоит ситуация с билетами к Черноморскому побережью.
«В настоящее время совместно с причастными министерствами и ведомствами прорабатываются возможные варианты сокращения времени нахождения пассажирского железнодорожного транспорта в пути следования от города Москвы до курортов Черноморского побережья России», — ответили «Парламентской газете» в компании и подтвердили, что в летний сезон, с мая по октябрь, «под отпускников» всегда увеличивают количество подвижного состава железнодорожного транспорта, но его все равно не хватает, потому что спрос традиционно гораздо выше предложения, зависящего от пропускной способности и технических возможностей. Черноморское направление летом очень загружено, по нему курсируют около 50 пар поездов ежедневно.
По мнению Ильи Зотова, быстрых решений нет, но «точечные» возможны уже в ближайшее время. Пропускную способность железных дорог можно повысить «за счет ускорения поездов» и за счет связки пригородными поездами типа «Ласточки» между регионами.
«Например, можно доставлять людей до Минеральных вод самолетами, а оттуда комфортно по мультимодальному билету «самолет-поезд» отправлять в Сочи, Краснодар, Ростов. Уверен, люди тогда больше будут туда ездить. То есть не добавлять поезда от Москвы, а именно на коротких участках. В краткосрочной перспективе это реалистичнее».
«Нужно развивать скоростные поезда и электрички типа «Сапсана», — заявила «Парламентской газете» зампредседателя Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко, кстати, представляющая в парламенте Краснодарский край. Тему развития железнодорожного сообщения центральной части России с Черноморским побережьем депутат назвала очень актуальной.
Но по-настоящему решить проблему поможет высокоскоростная магистраль на юг, когда ее построят, уверен Илья Зотов, потому что скоростная магистраль оставит грузы там, где их возят сейчас, а пассажирские поезда уйдут на новую, более быструю инфраструктуру. «Сейчас как раз ждем запуска такой магистрали на Санкт-Петербург. Когда ее обкатают, начнутся работы по югу», — обнадежил эксперт.
Фото © Артур Лебедев / РИА Новости /ПГ