В Северной столице стало известно об очередных изменениях в полетных программах для туристов: если в декабре организаторы снимали в основном свои дальнемагистральные чартеры, то сейчас речь идет и о европейских регулярных рейсах авиакомпаний, появившихся в расписании совсем недавно. Хроника свертывания программ выглядит пугающе: «Пегас Туристик», к примеру, отказался практически ото всех собственных дальнемагистральных чартеров с вылетом из Петербурга. Секвестр полетных цепочек оператора начался с Доминиканы (Пунта-Кана) и Таиланда (Бангкок и Пхукет), затем под «нож» попала Мексика (Канкун), а теперь стало известно и о том, что в январе 2015 года прекращаются полетные программы на «крыльях» Nord Wind и во Вьетнам (Нячанг).
О том, что дальнемагистральные направления «горят» синим пламенем, свидетельствует и снятие еще одной новинки нынешнего сезона: о своем желании остановить чартерную программу, осуществляемую с помощью авиакомпании Utair на Пхукет, заявил и Anex Tour. Это означает, что из пяти заявленных на середину октября из Питера полетных цепочек в Таиланд остается две (обе «Трансаэро»), по одной (из двух «поднятых») потеряли Доминикана и Вьетнам, а Мексика снята полностью.
Единственным из подобных направлений, пока не подверженных секвестру, осталась Индия (Даболим) с единственной же цепочкой раз в 10 дней.
Однако «обрезание» полетных программ не ограничилось чартерами. Не успел турбизнес Питера «переварить» сообщения о прекращении полетов Tap Portugal в Лиссабон и El Al в Тель-Авив, как рынок «обрадовали» новой негативной информацией.
Теперь основным ее поставщиком стала авиакомпания «Трансаэро», которая по известным причинам решила отказаться от целой серии рейсов из Петербурга. В их числе оказались маршруты в Австрию (Вена), Чехию (Пардубице), Израиль (Тель-Авив), ОАЭ (Дубай) и даже на Кипр (Ларнака), а основным партнером по ним является оператор «Библио Глобус».
И если с такими туристическими направлениями как Австрия или Чехия общая ситуация вполне объяснима (там рейсов и без того хватает), то Израиль, по сравнению с планами октября 2014 года, потерял две полетные цепочки из трех, Кипр и ОАЭ – по одной из двух, а прямая связь по воздуху из Питера с Португалией прервалась и вовсе.
И, скорее всего, корректировка «воздуха» уже заявленными мерами не ограничится. Объяснение одно – крайне низкий спрос. «В этом годы мы отмечаем 55% падения спроса на новогодние туры по сравнению с прошлым годом, - говорит генеральный директор группы компаний «Петротур» Игорь Мазулов. – Ведь если стоимость пакетов в валюте почти не изменилась (либо даже немного снизилась), то в рублях она увеличилась в разы благодаря последним событиям с валютным курсом.
Турбизнесу надо как-то пережить эти тяжелые времена, пока не восстановится доверие туристов».
«Сейчас вообще сложно строить какие-либо планы на будущее: факторов, которые влияют (и еще могут повлиять) на нашу отрасль, достаточно много, - считает генеральный директор компании «Экспресс-тур» Амами Хатем. – Стабилизация ситуации возможна лишь в том случае, если ответственность станут нести все участники процесса организации тура: мы будем адекватно реагировать на изменения рынка».
И хотя накануне нового года всегда хочется верить в лучшее, туристический рынок Петербурга застыл в тревожном ожидании. А вопрос о том, какая из немногочисленных оставшихся туристических полетных программ падет следующей, остается актуальным.