Исландский национальный перевозчик Icelandair объявил о начале в 2013 году рейсов из Санкт-Петербурга. Правда, программа запланирована лишь на высокий сезон – с июня по сентябрь.
Практически одновременно стало известно, что авиакомпания «Трансаэро» назначена Росавиацией перевозчиком из Москвы в Рейкьявик. Подробной информации о рейсах российской компании также пока нет, но очевидно, что появление регулярных полетов из России в Исландию изменит ситуацию на этом направлении. Сейчас российские туристы могут добраться до Исландии только с пересадкой. «Это серьезно сдерживает поток, так как лететь долго, неудобно, к тому же дорого. Многие запросы «разбиваются» о перелет. В среднем он обходится в €800-900 на человека, хотя иногда можно найти «счастливые» авиабилеты за €450-500. Хотелось бы, чтобы «Трансаэро» предложило цены не выше этого», – пояснила RATA-news руководитель скандинавского отдела DSBW Tours Ирина Паленова. Исландию нельзя отнести к популярным направлениям и ей вряд ли суждено стать местом массового отдыха, но страна и сейчас находит своего клиента в России, спрос на нее стабильно растет.
По словам старшего вице-президента Icelandair по маркетингу и продажам Хельги Мар Бйоргвинссона, решение о полетах в Россию было принято, исходя именно из высокой динамики российского рынка. В 2011 году туристов из нашей страны в Исландии побывало 4,5 тыс., что на 50% больше, чем год назад. По итогам 2012-го ожидается двукратный рост турпотока, который перекроет рекордные показатели докризисного 2008 года, когда в Исландию приехало 7 тыс. туристов из России. На этой волне «Джаз Тур», один из ведущих операторов по Исландии, после трехлетнего перерыва вновь запускает чартерные рейсы в Рейкьявик на Новый год и Рождество – 29 декабря и 4 января. Самые активные в плане поездок в эту самую северную страну – жители Москвы и Санкт-Петербурга. Правда, хотя из Петербурга путь короче, желающих здесь, судя по отзывам турфирм, заметно меньше, чем из столицы. «Наших туристов останавливает не столько цена, сколько климат.
Запросы на Исландию есть, в том числе, например, от дайверов. Но в итоге побеждают теплые экзотические страны. Появление прямых рейсов Icelandair, думаю, изменит ситуацию», – пояснила RATA-news менеджер петербургской компании Albion Travel Елена Котова. Называется и другая причина: в Санкт-Петербурге нет консульства Исландии, поэтому визы нужно получать в Москве. В московских компаниях ежегодный прирост потока оценивают в 15-20%. «Сейчас спрос на Исландию довольно скромный. Нет активности и на Новый год, а вот летом был настоящий ажиотаж. Направление интересное, перспективное, но его надо уметь продавать», – рассказала Ирина Паленова. Поэтому, по ее словам, помимо прямых рейсов, Исландии не помешает реклама на нашем рынке. Менеджер по направлению компании «Викинг Трэвел» Марина Трофимова согласна, что россияне пока мало знают об Исландии. «Конечно, страну надо продвигать активнее.
Еще пять лет назад поездки, например, в Норвегию считались такой же экзотикой, как сейчас в Исландию. Но с началом рекламной активности поток туда вырос в несколько раз. У Исландии столько же достоинств, но многие просто не знают, что там можно увидеть», – пояснила она RATA-news. Эксперт уверена, что появление прямого сообщения подстегнет спрос: люди не хотят лететь с пересадками, тем более что поездки часто планируются на короткие праздники или выходные. Многие готовы поехать в Исландию во второй или третий раз, и прямой перелет станет для них дополнительным стимулом. По словам Марины Трофимовой, цены на туры в Исландию практически не менялись с докризисных времен: «Но, в любом случае, это довольно дорогой отдых. Тур на неделю с размещением в хорошем отеле 3*+ в Рейкьявике обойдется минимум в €1900. С другой стороны, с падением национальной валюты в 2008 году цены внутри самой страны остаются вполне доступными».
Сейчас Исландия практически оправилась от кризиса. И хотя пережить трудные времена ей во многом помог именно иностранный туризм, в стране все чаще выражается недовольство его объемами. Согласно авиационному департаменту, за первую половину 2012 года через аэропорты Исландии прошло около 2,4 млн. туристов. Не все они отдыхали в Исландии, но даже вдвое меньший поток – серьезная нагрузка на девственную природу острова. По итогам этого года ожидается около миллиона человек, и это при населении всего в 340 тысяч! По словам одного из членов исландского руководства, туризм сейчас достиг уже тех масштабов, когда он мешает самим исландцам. В связи с этим, как пишут местные СМИ, от правительства вполне можно ждать ограничительных мер. Туристические власти, между тем, наращивают усилия по продвижению страны на международном рынке. Им как раз кажется, что Исландия могла бы принимать гораздо больше туристов.