24 апреля Госдума приняла во втором чтении проект поправок в закон «Об основах туристской деятельности в РФ». В среду, 25 апреля, успешно прошло третье чтение закона, в четверг решение Госдумы обсудят в Комитете Совета Федерации по социальной политике. Предполагается, что 27 апреля Совет Федерации одобрит федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Госдумой 25 апреля 2012 года.
Напомним, в первом чтении законопроект был принят почти год назад – в июле 2011 года. В ходе последовавших за этим бурных обсуждений и доработки объем и содержание текста, по сравнению с первым чтением, значительно увеличились. Предполагается внести изменения в 4 федеральных закона («Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», часть вторая Налогового кодекса РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») с целью совершенствования правовых механизмов защиты прав туристов.
Затянувшееся после первого чтения обсуждение поправок пришлось ускорить в связи с участившимися случаями приостановления или прекращения работы российских туроператоров. По инициативе председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в феврале 2012 года создана рабочая группа по подготовке предложений, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего вопросы социальной ответственности бизнеса в области туризма и авиаперевозок. Проведено несколько заседаний рабочей группы. Изучен международный опыт, который показал, что в странах Европы действует директива 90/314/EЭC от 13 июня 1990 г. (ст. 7), в соответствии с которой «Организатор и/или продавец, заключившие контракт, обязаны предоставить достаточные доказательства гарантий, позволяющих в случае неплатежеспособности или банкротства обеспечить возврат потребителю уплаченных им сумм и его возвращение на родину».
В связи с этим в ряде стран Европы созданы и действуют фонды защиты прав туристов различных правовых форм на основе государственно-частного партнерства: в Италии, Великобритании, Швеции, Ирландии, Испании. В странах Европы созданы и фонды ассоциаций, союзов, но при этом отсутствует обязательное в них участие и действуют альтернативные механизмы защиты (резервирование средств и др.): Франция (с 1964 г.), Нидерланды (с 1983 г.), Бельгия (с 1996 г.), Дания, Норвегия, Швейцария.
В итоге рабочая группа Совета Федерации выступила с инициативой создания в России компенсационного фонда защиты прав туристов, которая была поддержана правительством России, администрацией президента России и Госдумой. Соответственно, нынешний федеральный закон предлагает ввести механизм оказания экстренной помощи туристам в стране временного пребывания путем формирования компенсационного фонда. Он предназначается для оплаты экстренного вывоза туристов из страны временного пребывания и гостиничных услуг по проживанию путем внесения соответствующих изменений в федеральный закон от 24 ноября 1996 года «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
В закон введено понятие «экстренная помощь» – действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма. При этом туроператоры по выездному туризму должны быть членами соответствующего объединения компаний, работающих в этой сфер.
Объединение туроператоров в сфере выездного туризма – некоммерческая организация, представляющая собой единое общероссийское объединение, которое действует в целях оказания экстренной помощи туристам. Эта организация получает статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма на основании решения правительства РФ. Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, обязаны вступить в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма в течение 1 года после дня официального опубликования настоящего федерального закона.
На оплату текущей деятельности объединения туроператоры вносят не более 0,05 % от годового объема реализации турпродукта. Фонд формируется за счет взносов туроператоров, в размере 0,1 % от годового объема денежных средств от реализации турпродукта, но не менее 100 тыс. рублей. Порядок и условия финансирования из этого компенсационного фонда расходов на оказание экстренной помощи туристам определяются правительством РФ.
В результате доработки законопроекта вводятся в федеральный закон и другие изменения. Предлагается установить финансовое обеспечение по договору страхования ответственности туроператора или банковской гарантии 30 млн. рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации турпродукта, составляют не более 250 млн. рублей, и в размере 12% от годового объема реализации турпродукта, превышающего 250 млн. рублей.
Предлагается также снизить размер финансового обеспечения для туроператоров по въездному туризму с 10 млн. рублей до 500 тыс. Действительно, с момента вступления в силу норм федерального закона относительно финобеспечения туроператоров, с 2007 по 2011 гг., не зафиксировано ни одного страхового случая в сфере въездного туризма.
Устанавливается ответственность туроператора по договору о реализации туристского продукта потребителю услуг, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени. Туроператор обязан также размещать информацию о турагентах, осуществляющих продвижение и реализацию турпродукта, сформированного туроператором, на своем официальном сайте в интернете.
В законе предлагается отказаться от понятия «туристская путевка» путем объединения договора о реализации туристского продукта и туристской путевки в единый документ – «договор о реализации туристского продукта (туристская путевка)» и уточнение требований к существенным условиям указанного договора. Это должно привести к сокращению документооборота и снижению необоснованных затрат на изготовление бланков путевок.
Изменения вносятся также в Налоговый кодекс в части освобождения от НДФЛ выплат туристам при предоставлении им экстренной помощи. Средства компенсационного фонда, полученные объединением туроператоров, не облагаются налогом на прибыль. Также не относятся к расходам, учитываемым в целях определения налога на прибыль, расходы, понесенные объединением туроператоров при оказании экстренной помощи туристам.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предлагается дополнить пунктом 31, в котором сказано, что турагентская деятельность будет иметь уведомительный характер регистрации в федеральном реестре турагентов.
Кроме того, вводятся изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, касающиеся нарушения туроператором установленного порядка представления сведений о включении в Единый федеральный реестр туроператоров, определения размера финансового обеспечения при осуществлении туристской деятельности, а также нарушения требований российского законодательства о туристской деятельности в части деятельности объединения туроператоров в сфере выездного туризма. При всех этих нарушениях предлагается наложение административных штрафов на должностных лиц в размерах от 3 до 20 тыс. рублей, на юридических лиц – от 20 до 200 тыс. рублей.