Для первого анализа выберем первую группу пунктов, относящуюся к договорным отношениям между основными участниками рынка (туристами, турагентствами и туроператорами).1. Туристский продукт
2. Электронная путевка
3. Договор о реализации туристского продукта (= электронная путевка)
4. Реестр договоров о реализации туристского продукта (= реестр электронных путевок)
5. Реализация туристского продукта дистанционным способом
6. Договор между туроператором и турагентом
1. Туристский продукт
Новое определение понятия «туристский продукт» подводит всю туриндустрию в России, прямо скажем, «под монастырь».
Турагентства, по большому счету, обязывают работать только через туроператоров, потому что в понятие «туристский продукт» пытаются втиснуть все туристические услуги, которые турагентство может оказывать отдельно без туроператора и вне турпродукта – продажа билета, бронирование отеля, заказ экскурсии.
Ныне существующее определение «турпродукт = перевозка + размещение» более менее понятно и имеет право на дальнейшее существование. Все равно ведь надо как-то определить, что такое турпродукт (пригодится дальше).
Новых формул тупродукта стало больше:
Вариант 1. Турпродукт = перевозка + размещение+ другие услуги в сфере туризма (кроме перевозки и размещения)
Вариант 2. Турпродукт = перевозка + размещение
Вариант 3. Турпродукт = размещение + другие услуги в сфере туризма (кроме перевозки и размещения)
Вариант 4. Турпродукт = перевозка + другие услуги в сфере туризма (кроме перевозки и размещения)
Риски во всех вариантах с перевозкой, заказанной на регулярных рейсах, минимальны.
Риски в варианте 3 маловероятны, я бы сказала, почти ничтожны.
Действующий ныне закон затрагивает только ту часть туристского рынка, которая формируется вокруг готового турпродукта. Поправки еще более ограничивают эту сферу, вместо того, чтобы начать регулировать и продажу отдельных туруслуг, а также информационные услуги в туризме, что в условиях увеличения самодеятельного туризма становится актуальным, так как даже самостоятельным туристам иногда нужна помощь профессионалов.
Вне закона остаются все, кто может обращаться в турагентства за отдельными туристическими услугами или комплексом туристических услуг, которые как-то странно и громко называть турпродуктом. Все-таки турпродукт без перевозки – это не турпродукт.
Анализируем дальше, но уже всем скопом, так как нижеперечисленные понятия неразрывно связаны между собой.
2. Электронная путевка
3. Договор о реализации туристского продукта (= электронная путевка)
4. Реестр договоров о реализации туристского продукта (= реестр электронных путевок)
5. Реализация туристского продукта дистанционным способом
6. Договор между туроператором и турагентом
Лоббируется введение электронной путевки как аналога договора о реализации туристского продукта. При этом вместе с поправками не предлагается для обсуждения никакого подзаконного акта, который бы определял основные пункты этого договора.
Непонятно, зачем придумывать новое название документу – договор – он и есть договор.
К сожалению, в тексте поправок нарушена логика процесса бронирования и продажи тура, начиная с заказа тура туристами и заканчивая бронированием турагента у туроператора.
Только вчитайтесь:
Текст 1 (электронная путевка)
«Договор о реализации туристского продукта, составленный в виде электронной путевки, считается заключенным туристом и (или) иным заказчиком с момента получения туристом подтверждения от туроператора (турагента) об окончании формирования туристского продукта согласно запросу туриста о намерении приобрести продукт. Турист и (или) иной заказчик - физическое лицо уплачивает общую цену туристского продукта после подтверждения готовности туристского продукта с условиями, содержащимися в договоре о реализации туристского продукта, подтверждая тем самым свое согласие заключить такой договор на предложенных туроператором (турагентом) условиях.»
Как можно заключить договор после подтверждения туроператора? Чтобы это подтверждение получить, надо сначала отправить запрос (бронировать тур), а бронировать тур можно только после заключения договора с туристом. А согласно данной формулировке, основния для заключения договора нет, ведь нет еще подтверждения.
И как оплата турпродукта может считаться согласием на заключение договора, если оплата – это одна из обязанностей туриста по уже заключенному договору?
Если честно, я не понимаю этих формулировок.
И почему обязывают оплачивать общую цену туристкого продукта сразу после подтверждения? Т.е. туристов лишают возможности оплачивать тур частями? Это очень скользкие формулировки, которые могут трактовать однобоко.
Текст 2 (дистанционное оформление)
«Договор о реализации туристского продукта считается заключенным с момента выдачи турагентом (туроператором) документа, подтверждающего оплату договора о реализации туристского продукта, или с момента получения турагентом (туроператором) сообщения о намерении туриста или иного лица приобрести туристский продукт.»
Согласно этому пункту клиент должен сообщить о своем намерении купить турпродукт, турагент, судя по всему должен выслать счет на оплату (без договора), турист оплатить, турагент получить эту оплату и только после этого можно считать договор заключенным?
Что это за нагромождение?
Как и в первом случае, оплата – это всего лишь обязанность туриста оплатить, но не критерий заключения договора.
Другое дело, что ответственность турагента может наступать только после того, как тур будет полностью оплачен, и это, действительно, может иметь значение при дистанционном заказе. Может быть, законодатели это имели в виду?
А почему обязательства турагента (туроператора) по реализации турпродукта возникают односторонне сразу с момента получения соответствующего сообщения туриста? А если туроператор не сможет подтвердить тур, или будет предложена альтенатива по другой цене? Турагент (туроператор) должен горы свернуть, но продать тур? А если туристу не нравятся все предложенные альтернативы? Что за категоричность?
Более понятно возникновение обязательств по предоставлению турпродукта, если он подтвержден и обязательно оплачен туристом на 100%.
Между туристом и туристической фирмой должен быть основной Договор о реализации туристского продукта. В момент заключения договора должна быть произведена в обязательном порядке предоплата, размер которой устанавливается туроператором индивидуально.
Теперь реестр этих самых электронных путевок (договоров). Давайте не будем забывать, что Создание электронной путевки и реестра договоров о реализации туристского продукта (или реестра электронных путевок) – это, прежде всего, лакомый IT–проект, который баснословно высоко оценят, как и все IT-проекты. Интересно, за чей счет будет банкет? Кроме того, вряд ли он будет готов быстро, а это значит, что не нужно ожидать скорого вступления в жизнь так необходимых поправок к закону.
Вот что, действительно, можно одобрить, так это попытку урегулировать процесс реализации туристского продукта дистанционным способом.
Это нужно, но здесь я на этом останавливаться не буду.
Пугает то, что нам могут навязать какие-то стандарты, не соответствующие реалиям. У многих есть годами отработанные договорные отношения с туристами, договора прошли не одну проверку контролирующих органов. В конце концов авторами поправок дается однобокий взгляд на договорные отношения между между турагентствами и туристами, туроператорами и турагентствами. По сути, игнорируется Гражданский кодекс в этой части.
У нас уже звучал в самой первой редакции закона договор купли-продажи, от которого потом избавились, как от чумы, внеся в отраслевой закон агентский договор, причем, действующий строго по цепочке туроператор поручает турагенту искать туристов и продавать им турпродукт туроператора (туроператор >> турагент >> турист ).
Но, позвольте! А как же свобода договора и, вообще, возможность работать по договору агентирования в обратную сторону (туроператор << турагент << турист )?
Это турист приходит в турагентство и заказывает в турагентстве или готовый турпродукт какого-нибудь туроператора. Далее ситуация может быть непредсказуемой - труоператор может не подтвердить тур, тогда турагент будет искать тур у другого туроперпатора, ведь именно это ему и поручил турист - найти за вознаграждение турпродукт.
Или, если туриста что-то не устраивает, турагент заказывает индивидуальный тур, опять же у того туроператора, у которого получается более интересное предложение.
Более того, турист может подумать-подумать, прикинуть, сравнить и, вообще, решится заказать только одну услугу, потому что все остальные он купит сам.
Почему у нас все пляски идут от туроператора? Почему законодатели строят закон только вокруг турпродукта? (см. Пункт 1)
Почему-то все думают, что только туроператор может облагодетельствовать турагента и платить ему агентское вознаграждение (или комиссию). Но, если популярно, то согласно главе 52 ГК РФ принципал за вознаграждение заказывает услуги у агента, который имеет право обратиться к субагенту для исполнения заказа принципала.
Теперь посмотри, как это работает у нас в туризме сейчас:
Схема 1 (привычная всем)
Агентский договор действует только на одном участке цепочки:
туроператор (принципал) >> турагент (агент).
Туроператор (принципал) платит вознаграждение турагенту (агенту), чтобы тот нашел ему туристов, желающих купить турпродукт туроператора. В этой схеме все обрывается на турагенте, ведь, он не может дальше заказывать услугу у клиента. Тогда какой оформить договор между турагентом и клиентом? Пытаются заключать с туристом договор поручения, мешая, таким образом, разные договора. Эта больная тема всех турагентств, которые не знают, что делать со 100%-ным агентским вознаграждением (которое они получают в документах от туроператора), так как мало кто сейчас продает без скидок.
Схема 2 (мало кому известная, но существующая на туристическом рынке почти 19 лет)
Турист (принципал) заказывает у турагента (агента) за вознаграждение турпродукт или отдельную услугу. Турагент (агент) имеет право искать турпродукт у любого туроператора (субагента) для своего туриста или отдельные услуги.
Вознаграждение ему платит турист, поэтому субагент (туроператор) турагенту выставляет цены по конфиденциальным тарифам (при этом может существовать публичная цена, а между троператором и турагентом оговорено не вознаграждение, а скидка, понятия здесь имеют значение).
Доход турагент подтверждает простым первичным бухгалтерским документом – бухгалтерской справкой, в которой пишется реальная заработанная с туриста сумма – не включающая скидку, данную туристу, а, значит, не полученные от туриста деньги, не включаются в налогооблагаемую базу.
Сейчас всех волнует вопрос перехода всех туроператоров на договор купли-продажи, того самого, который был прописан в самой первой редакции 1996 года (об этом я уже писала выше).
Вдаваться в подробности, почему туроператорам выгоден этот тип договора, здесь я не буду.
Так вот агентский договор в направлении от туриста через турагента к туроператору – это наиболее соответствующий закону о туризме вариант договора.
Все в одной связке, ответственность туроператора транслируется через все цепочку «принципал >> агент >> субагент» = «турист >> турагент >> туроператор».
Эту схему мы предлагали рассмотреть еще перед принятием новой редакции 2007 года, но известный в широких туристических кругах юрист отмахнулся от нас.
Коллеги, очень интересно ваше мнение. Оставляйте комментарии, даже, если не согласны с моим мнением. В споре рождается истина.
Единственный момент, что комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
http://www.sibtourport.ru/blogs/%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0-%D1%82%D0...