Туристический бизнес продолжает обсуждать насущную тему поправок к Закону «О турдеятельности», особенно в части, касающейся предложения возложить ответственность за действия турагентств на туроператоров. Мнения руководства крупнейших общественных организаций отрасли уже прозвучали. Но наиболее интересно услышать, как расценивают идею непосредственные участники рынка. С таким вопросом корреспондент «БАНКО» обратился к трем комментаторам: представителю операторского бизнеса и руководителям двух агентств, причем одного со значительным стажем, другого – без. На социологическую репрезентативность результаты не претендуют, но картина получилась любопытная. Генеральный директор многопрофильного туроператора «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов: «Помимо того, что нам приходится платить за обслуживание фингарантий в 3,5 млн долларов (эта сумма одна из самых крупных, если не самая крупная, в мировой практике), нести ответственность ещё и за все ошибки дистрибуторов – это уже слишком. У нас заключены договоры с несколькими крупными агентскими сетями, в каждой из которых может оказаться «слабое звено» - или руководство сменилось, или бизнес продан, или по каким-то причинам случился финансовый провал - ведь они все самостоятельные юридические лица, работающие по франчайзингу. Не хотелось бы, чтобы ошибки такого агентства бросали тень на репутацию туроператора. Думаю, нашим законотворцам следовало бы искать способы установления контроля за продавцами, их профессонализмом со стороны власти, а не требовать этого с нас». Гендиректор ТА «Европейская туристическая компания» Сергей Онищенко: «Лично меня перспектива не пугает и не радует. На рынке мы с 1993 года; опыт с ведущими ТО наработан колоссальный. Думаю, сумеем договориться с большинством из них о сотрудничестве без депозитов. В крайнем случае, у меня есть еще небольшое ТО, зарегистрированное в реестре. А вот «новичкам» и тем, кто не показывает хороших объемов продаж, придется несладко». Руководитель агентства «Аврора-тур» (г. Воронеж) Андрей Шаталов: «Фирму я открыл год назад, и когда узнал о грядущих изменениях, был, мягко говоря, озадачен: какой туроператор станет заключать договор, подразумевающий ответственность за ТА, не успевшее никак зарекомендовать себя на рынке? Выход из ситуации, кажется, нашелся – стать членом одной из агентских сетей, которая могла бы поручиться за меня перед поставщиками. Сейчас веду активные переговоры с одной из таких. Кажется, получается». Вот такая картина. Любопытно, что исполнительный директор Сети «ТБГ. Туристические бренды» Александр Иванов подтвердил, что и к ним в последнее время стало поступать гораздо больше звонков по поводу вступления в Сеть. Именно в связи с упомянутой поправкой в закон. Впрочем, сам эксперт не думает, что с ее принятием на рынке что-то изменится кардинально. «Думаю, в итоге все сведется к «техническим» процедурам приведения деятельности ТА в соответствие с новыми требованиями – с привлечением юристов, активизацией личных связей и т. п.», – полагает он.