9 сентября 2025 г. в Израиле, впервые в современной истории, также как и 1000 лет назад, зазвучали трубы средневекового вифлеемского органа.
На нем было исполнено литургическое произведение XI века Benedicamus Domino Flos filius, и по залу «разлились» те же вибрации, которые когда-то сопровождали литургии крестоносцев в церкви Рождества в Вифлееме.
Исполнение музыкального произведения состоялось в рамках пресс-конференции, где журналистам из разных стран был официально представлен проект «Вифлиемский орган». Мероприятие прошло в монастыре Святого Спасителя в Иерусалиме, штаб-квартире Кустодии Святой Земли, при участии исследовательской группы и представителей других организаций.
В ходе пресс-конференции стало известно, что возродить орган к жизни стало возможным благодаря международному исследовательскому проекту под руководством музыковеда, доктора Давида Каталуньи, чья страсть к историческим инструментам привела его в Иерусалим в поисках данного органа - музыкального сокровища, захороненного крестоносцами в XII веке.
Отец Эухенио Альята, францисканский археолог из Studium Biblicum Franciscanum (SBF), рассказал о контексте обнаружения музыкального инструмента. Память о нем сохранялась веками среди францисканцев, однако обнаружен он был почти случайно в 1906 году, во время раскопок в том месте, где когда-то было католическое кладбище. Археологические работы произвели
перед строительством францисканского хосписа для паломников «Casa Nova».
На месте раскопок археологи из Studium Biblicum Franciscanum обнаружили 222 бронзовые трубы, куранты с 13 колоколами и другие литургические предметы, спрятанные крестоносцами перед их отъездом со Святой Земли. Позже, чтобы сохранить орган, его выставили во Францисканском археологическом музее монастыря Бичевания. Но более века это открытие оставалось практически незамеченным в академических кругах.
Давид Каталунья дополнил, что отправной точкой проекта стал момент, когда он наткнулся в Оксфордском университете на упоминание об органе в базилике Рождества Христова в Вифлееме. Он рассказал о ценности объекта научно-исследовательской группе, состоящей из четырёх человек, включая Винольда ван дер Путтена (изготовителя органов) и Кооса ван де Линде (эксперта по органам). Позже этот проект с научным штабом в Мадриде, превратился в международный, с рабочими площадками в Иерусалиме и Вифлееме.
Трубы были проанализированы с использованием передовых технологий. Это исследование помогло узнать, какие материалы были использованы для их изготовления, а также выяснить, что некоторые из этих оригинальных труб, изготовленных более тысячи лет назад, находятся в работоспособном состоянии, полностью сохраняя свой первоначальный звук, что является беспрецедентным музыковедческим открытием.
Координация проекта происходит из Испании Институтом музыкальных наук ICCMU, директор которого, доктор Альваро Торренте, приехал в Иерусалим на пресс-конференцию.
«Этот орган был захоронен в надежде, что однажды он снова заиграет. Сегодня этот забытый голос можно услышать снова, не только как объект изучения, но и как живой опыт, связывающий искусство, историю и эмоции. Подобно музыкальной Помпее, это уникальное окно в прошлое, живая реликвия», -пояснил Каталунья.
Альваро Торренте, директор Института музыкальных наук Комплутенсе – ведущего музыкального исследовательского центра Испании – заявил: «Вифлеемский орган – это не только сокровище прошлого, которое мы можем теперь созерцать и слышать. Это также уникальный источник знаний о европейской музыке, инженерии и органологии, способный радикально изменить наше представление о средневековой культуре. Это как найти живого динозавра: то, что когда-то казалось невозможным, вдруг становится реальным для наших глаз и ушей».
Фото Goisrael.gov.il /(C) CTS