С 1 августа посольство США перешло на новую схему выдачи гражданам России неиммиграционных виз.. Главное новшество в том, что теперь россияне могут сами предоставить всю необходимую информацию через интернет, заполнив на специальном сайте обновленную анкету. Таким образом, курьерское агентство Pony Express лишилось монополии на передачу документов консульским службам. В посольстве США объясняют, что изменения введены для удобства туристов, а туроператоры не исключают, что причиной отстранения Pony Express стала попытка агентства выйти на туристический рынок. Желающий попасть в США должен зарегистрироваться на сайте http://www.ustraveldocs.com/ru_ru и заполнить обновленную онлайн-анкету DS-160. Она выложена на английском языке, но к ней прилагается автоматический перевод на русский – нужно только навести курсор на непонятное предложение.
После заполнения анкеты необходимо оплатить консульский сбор (от $140 до $390 в зависимости от типа визы) через отделение банка ВТБ 24 (в пресс-службе посольства США затруднились пояснить «Коммерсанту», почему выбран именно этот банк). После того как номер квитанции об оплате сбора будет введен на сайт, соискатель визы сможет записаться на собеседование в консульстве. «Согласно законодательству США, загранпаспорт, квитанция и анкета DS-160 – это единственные документы, которые заявитель обязан подать, – рассказали в пресс-службе посольства. – Но при этом закон требует представить убедительные доказательства, что человек вернется из США». Поэтому посольство «настоятельно рекомендует» принести на собеседование справку с работы, копию свидетельства о рождении детей, выписку со счета и другие подобные документы.
Ранее россияне были обязаны воспользоваться услугами посредника – компании Pony Express. Заявитель должен был заполнить на сайте посольства анкету и загрузить фотографию. После этих действий сайт выдавал специальный штрих-код, который надо было передать через Pony Express вместе с загранпаспортом. Обязательные услуги курьеров стоили россиянам от 900 до 1,6 тыс. руб., в зависимости от города проживания.
В столичном отделении Pony Express отказались рассказать, какие убытки понесет компания, а также почему посольство США отказалось от их услуг. Там лишь заявили, что весь день звонили туристы, которые не могли разобраться в новой схеме подачи документов. «Мы предлагали им обратиться в посольство, но там были перегружены телефонные линии», – заявил сотрудник Pony Express.
«Пока у нас нет статистики о количестве возникших проблем или неправильно заполненных анкет», – отметили в пресс-службе посольства, добавив, что к ним всегда поступает много звонков по поводу виз. «Мы продолжаем сотрудничество с Pony Express, они будут доставлять документы из посольства обратно заявителю, – рассказали в пресс-службе. – Стоимость этой услуги входит в консульский сбор и не оплачивается отдельно».
Туроператоры подтверждают, что у россиян возникают проблемы с заполнением новой анкеты. «Теперь там больше вопросов касательно источников доходов, семейного положения, – рассказала исполнительный директор компании American Travel Елена Губарева. – Обычному туристу сложно сразу в этом разобраться».
«Любые новые правила поначалу вызывают проблемы, но туроператоры в любом случае рады, что избавились от Pony Express», – подчеркнула пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее словам, в начале лета эта компания объявила на своем сайте о продаже туров в США от одного туроператора. «Таким образом, визовый посредник вступил в конкуренцию с профессиональным турфирмами, обладая при этом очевидным преимуществом – доступом к личным данным всех клиентов, отправляющихся в США, – сказала г-жа Тюрина. – Вполне возможно, что это стало одной из причин нововведений посольства».