Минкультуры России разработало проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников».
У профессионального сообщества есть ряд серьезных замечаний в части требований к инструкторам-проводникам. Об этом рассказал RATA-news руководитель Комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма Сергей Минделевич.
В частности, в статье 1(а) законопроекта говорится, что «инструктор-проводник – профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов, представляющих повышенную опасность, прошедшее аттестацию». Это значит, что человек, который ведет группу по любому маршруту активного туризма, должен обладать специальными знаниями и навыками. К примеру, грамотно организовать переход по горному рельефу – подняться по снежно-ледовому склону, избежать камнепада, организовать переправу через реку или провести сплав по рекам, включая прохождение порогов и т.д. Но главное, на что обратил внимание г-н Минделевич, это обеспечение безопасности туристов, в том числе, оказание первой доврачебной помощи. Предполагается, что такой специалист должен обладать немалыми знаниями. «А ведь у нас в стране до сих никто не регламентировал деятельность проводников, нет и вузов, где обучают этой специальности. Более того, самой специальности нет в общероссийском перечне профессий Минтруда, – напомнил эксперт. – То есть профессии инструктор-проводник юридически не существует. Соответственно нельзя выдать диплом государственного образца по этой специальности, сделать запись о приеме на работу в трудовую книжку и пр.».
По мнению Сергея Минделевича, одинаковые требования к этим разным профессиям, без учета специфики работы инструктора-проводника, крайне усложняют задачу. Понятно, как продемонстрировать свои знания аттестационной комиссии может переводчик или экскурсовод. Но как проверить компетентность инструктора-проводника и, главное, кто будет его экзаменовать?
Если внести поправки в закон в таком виде, как предлагает министерство, то все инструкторы в стране автоматически перейдут в число нелегалов. А осуществление деятельности без получения в установленном порядке аттестата, как сказано в проекте, «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пятьдесят тысяч рублей; на должностных лиц – двести тысяч рублей; на юридических лиц – один миллион рублей». «Опасаясь миллионного штрафа, турфирмы официально не будут принимать на работу неаттестованного сотрудника, а значит, активному туризму придет конец», – считает Сергей Минделевич.
Проблему усугубляет предложение, чтобы аттестация проводилась органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма, то есть каждый из 85 регионов должен создать свою аттестационную комиссию. «Обычно в подобные комиссии входят чиновники, но найдутся ли среди них компетентные люди, способные определить, правильно ли инструктор вяжет узлы или организует спуск по веревке?», – недоумевает наш собеседник.
Еще больше вопросов вызывает пункт о деятельности уже аттестованных инструкторов. Цитата: «Аттестат, выданный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере туризма, позволяет осуществлять деятельность экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников на территории соответствующего субъекта Российской Федерации». Это ограничение по территориальному признаку Сергей Минделевич считает абсурдным: «Все равно, что инженеру, врачу, журналисту позволить работать только в том городе, где он учился и получил диплом. Например, тот же переводчик разве перестанет понимать иностранный язык, находясь в соседнем регионе? Вот и техника работы с туристами одинакова в любом месте: те же правила работы с веревкой, оказание помощи и т.д.».
Очевидно, что вводить аттестацию необходимо не по регионам, а по видам туризма. Например, специалист по горному туризму не может без аттестации быть инструктором по водному или спелеотуризму, а специалист по велотуризму не должен работать на горном маршруте. «Это крайне опасно: «непрофильный» инструктор, не знающий специфики определенного вида туризма, не может обеспечить безопасность туристов. Именно поэтому закон надо доработать, привести в разумный вид до того, как вносить проект в Госдуму», – добавил Сергей Минделевич.
Между тем Минкультуры уже вынесло документ на обсуждение. Через некоторое время, как того требует регламент подготовки федеральных законопроектов, правительство внесет его на рассмотрение в Госдуму. Однако после принятия закона в таком виде что-либо поправить в нем будет уже очень непросто. Эксперт уверен, что лучшим решением было бы подождать с внесением поправок либо вынести за скобки понятие «инструктор-проводник», оставив в законопроекте только две профессии – экскурсовода и гида-переводчика.
По мнению г-на Минделевича, начинать надо не с аттестации, а с выработки единых профессиональных стандартов и внесения профессии в перечень Минтруда. То есть сначала ее «узаконить», а потом уж создавать систему аттестации и вносить поправки в закон. Дело требует детальной проработки с участием профессионалов в сфере активного туризма. Важно привлечь к разработке законопроекта специалистов двух общественных организаций – Федерации спортивного туризма России и Федерации альпинизма России, которые многие годы единственные в стране занимаются подготовкой инструкторов по активному туризму.
На все это потребуется не менее года, а то и полутора. В проекте же указано, что закон вступит в силу через 180 дней после официального опубликования. «За полгода в принципе невозможно определить и профстандарты, и ввести специальность в список профессий Минтруда, и разработать систему аттестации, и создать аттестационные комиссии в каждом регионе. В эти же шесть месяцев все инструкторы-проводники России каким-то образом должны умудриться пройти аттестацию, иначе не будут допущены к работе», – обратил внимание г-н Минделевич.
Предложенные поправки дважды были рассмотрены на заседаниях Комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма. Мнения специалистов, в том числе докторов наук, мастеров спорта, заслуженных путешественников, было единодушным: законопроект сырой, принимать его в таком виде нельзя. Комиссия уже подготовила письмо в Минкультуры и другие федеральные органы с разъяснением своей позиции.