За год после «чуда на кукурузном поле» ситуация с обеспечением орнитологической безопасности полетов почти не изменилась.
15 августа 2019 года экипаж А321 «Уральских авиалиний» посадил лайнер «на брюхо» на кукурузное поле в Раменском районе. Причиной аварийной посадки стало столкновение самолета с чайками после взлета из аэропорта Жуковский и последующий отказ обоих двигателей. Эксперты отмечают: подобные инциденты могут повториться, так как за год каких-то кардинальных мер не принято. В ситуации разбирались «Известия».
После громкого инцидента 15 августа 2019 года к птицам, летающим над взлетно-посадочной полосой, стали относиться внимательно и даже настороженно. Совсем недавно в соцсетях появилось сообщение из Ульяновска: рейс в Санкт-Петербург дважды откладывался, предположительно из-за птиц, которые кружат над летным полем. Рядом с аэропортом находится свалка. К сообщению прикладывалась фотография — стая в небе.
Гендиректор аэропорта имени Карамзина (Ульяновск) Сергей Наконечный в комментарии «Известиям» категорически эту информацию опроверг.
— Задержка произошла по технической причине — у них сработала сигнализация топливного фильтра, вот и всё. Когда причину устранили, борт вылетел. Свалка есть, но она сертифицирована, у нас из-за нее проблем нет, — заявил Наконечный.
Самолет рейса А321 «Уральских авиалиний», севший на кукурузное поле, 15 августа 2019 года
Люди боятся не зря — инциденты продолжаются, и не только в России. Например, 14 июля самолет авиакомпании AirBaltic, столкнувшийся с птицей, был вынужден вернуться в аэропорт Риги. Между тем расследование аварии с самолетом А321 «Уральских авиалиний» еще не завершено. Однозначных выводов о том, виновата ли свалка у озера Глушица в катастрофе, тоже нет. При этом проверки обеспечения орнитологической безопасности полетов, как утверждают в Росавиации, ведутся постоянно: при выдаче сертификата оператора аэродрома, во время плановых и внеплановых проверок, а также проверок готовности организаций гражданской авиации к работе в осенне-зимний и весенне-летний период.
— Каких-то кардинальных изменений в отрасли за этот год не произошло, — рассказал «Известиям» руководитель Отраслевой группы авиационной орнитологии Сергей Рыжов. — Надо совершенствовать и систему нормативных правил, и систему практических действий, надо менять подготовку персонала, который осуществляет мероприятия на летном поле, и повысить уровень подготовки проверяющих инспекторов. Пока уровня подготовки не хватает ни тем, кто исполняет мероприятия, ни тем, кто проверяет их исполнение.
По его словам, уже очень давно обсуждается вопрос о принятии нового документа, регулирующего работы по обеспечению орнитологической безопасности полетов. Сейчас единственный нормативный документ в этой сфере — руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденное приказом Министерства гражданской авиации СССР еще в ноябре 1988 года. И инцидент с А321 вроде бы подтолкнул власти к созданию нового регламента. В конце августа 2019 года Минтранс выделил 5,6 млн рублей ФГУП «ГосНИИ Гражданской авиации» на выполнение научно-исследовательских работ, а зимой был опубликован для публичного обсуждения проект федеральных авиационных правил по обеспечению орнитологической безопасности.
Стихийная свалка у озера Глушица вблизи аэропорта Жуковский
Однако документ до сих пор не принят. Более того, летом Счетная палата раскритиковала проект, заявив о «недостаточно качественно проведенной работе». Было указано, в частности, что результаты научных исследований в полной мере не реализованы. Кроме того, Минтранс не передал эти данные ни в Росавиацию, ни на авиапредприятия, ни в регионы.
В самом Минтрансе «Известиям» кратко сообщили, что документ «проходит стадию внутриведомственного согласования». Когда он будет принят — неизвестно.
— Научные исследования, проведенные в рамках создания этого проекта приказа, тоже вызывают сомнения, — комментирует Сергей Рыжов. — Генеральным исполнителем был «ГосНИИ Гражданской авиации», но там в последнее время специалистов в этой области нет вообще. А кто же, собственно, исследования проводил? А если не было специалистов, то на каком уровне они были проведены? Всё это вызывает вопросы.
При этом Отраслевая группа авиационной орнитологии с проектом ознакомлена не была.
Отреагировали на инцидент с бортом «Уральских авиалиний» в первую очередь столичные аэропорты. В Жуковском «Известиям» сообщили, что сразу закупили новое оборудование, обновили программное обеспечение управляющих систем для орнитологической защиты, создали дополнительный контур безопасности со сверхмощными системами.
Большую часть оборудования ввели в строй еще до конца августа, то есть в течение двух недель после инцидента. Первый заместитель генерального директора АО «РАМПОРТ АЭРО» Евгений Солодилин заявил, что сейчас проводится также санация прилегающих к аэропорту проблемных территорий, которые являются центром притяжения и кормовой базой для птиц. В частности, правительством Московской области остановлена работа станции по сортировке и перегрузке мусора, которая находится возле аэропорта. В июле 2020 года выделены средства и проведен тендер на разработку комплекса инженерных изысканий и концепции рекультивации нарушенных земель вблизи озера Глушица — оттуда, предположительно, могли взлететь навстречу борту «Уральских авиалиний» чайки. Также прорабатывается вопрос очистки озера от камыша.
Птицы в аэропорте Внуково,
Во Внуково через шесть дней после «чуда» была создана внештатная группа для проведения мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов. В 2020 году были размещены дополнительные средства для отпугивания птиц, а также увеличен состав группы по орнитологическому обеспечению безопасности полетов. График их работы изменяется при активных перелетах птиц, усиливается работа за счет внештатников.
— Состав и количество средств для орнитологического обеспечения полетов на аэродроме Москва (Внуково) постоянно обновляются, и сейчас их больше, чем регламентировано руководством по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации и рекомендациями ИКАО, — заявили «Известиям» в пресс-службе аэропорта Внуково.
Совместно с Московской межрегиональной транспортной прокуратурой проводится и «регулярное обследование приаэродромной территории с целью выявления несанкционированных свалок и других мест, привлекающих птиц».
В Шереметьево в 2020 году приобрели дополнительные пиротехнические и сигнальные средства, а также проработали план закупок на 2021 год, в который в том числе вошли новые разработки, например автоматический лазерный отпугиватель птиц. Здесь также создана внештатная группа авиационной орнитологии, которую могут более активно привлекать в периоды массового скопления птиц.
А вот в пресс-службе аэропорта Домодедово заявили, что в работе аэропорта по обеспечению орнитологической безопасности полетов ничего не поменялось: система как действовала раньше, так и продолжает работать сейчас. В аэропорту есть отдельное подразделение, в задачи которого входит контроль за популяциями птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 км от него.
Служащая орнитологической службы аэропорта Домодедово с ястребом
В петербургском Пулково отметили, что в 2020 году компания проводит мероприятия по ликвидации заболоченных мест на аэродроме, также совместно с НПО «Алмаз» имени академика А. А. Расплетина началась разработка российской системы обнаружения, распознавания и звукового воздействия на птиц.
Столкновений с птицами в этом году, как утверждают представители московских аэропортов, зафиксировано не было.
Впрочем, отсутствие инцидентов вполне объяснимо: в 2020 году гражданская авиация во всем мире встала на прикол.
— Мы не летаем сейчас практически, поэтому сложно сказать, улучшилась ситуация с птицами возле российских аэропортов за год или нет, — говорит действующий российский пилот на условиях анонимности. — Но от столкновений никто не застрахован, вероятность всегда присутствует. Тем более, если есть помойки вокруг аэропорта, это только ухудшает обстановку.
Росавиация ведет подробную статистику случаев столкновения самолетов с птицами. Нынешняя ситуация в отрасли мешает отслеживать динамику, но, например, в январе и феврале 2020 года и столкновений самолетов с птицами, и инцидентов, когда это привело к повреждению лайнера, было больше, чем в 2019 году (38 столкновений против 18 и пять инцидентов против четырех). Всего за последние 2,5 года в России произошло около 2,5 тыс. столкновений с птицами и 170 инцидентов.
Проблема характерна в первую очередь не для московских аэропортов, а для Южного, Западно-Сибирского и Северо-Западного округов Росавиации, следует из доклада ведомства. Чаще всего в 2016–2018 годах столкновения с птицами в расчете на 100 тыс. взлетов и посадок происходили во Владикавказе, Абакане, Калининграде, Махачкале, Минводах. Из московских аэропортов больше всего проблем — в Шереметьево.
Однако настоящих происшествий, когда люди реально могли пострадать или пострадали из-за столкновения самолета с птицами, за последние годы зафиксировано немного. В 2019 году — инцидент в Жуковском. В июне 2018 года в двигатель вертолета Ми-8Т в Омске попала птица, и он получил значительные повреждения при посадке.
Рыжов замечает: многие забыли, что катастрофа из-за птиц произошла 29 июля 2007 года, когда в аэропорту Домодедово разбился Ан-12 авиакомпании «Атран», погибли семь человек. После взлета он столкнулся с птицами, из строя вышли два двигателя, и судно рухнуло. При расследовании выяснилось, что, хотя в Домодедово были инструкция по орнитологическому обеспечению полетов и план мероприятий по предотвращению столкновений, до сведения специалистов они доведены не были.
Виноваты в росте числа пернатых не только свалки — с ними худо-бедно справляются. Например, в Нижневартовске в августе транспортная прокуратура обязала местную администрацию убрать свалку, которая располагается в 5 км от аэропорта и угрожает безопасности полетов. Кроме того, сообщалось о намерении Минюста увеличить штрафы за организацию свалок у аэропортов примерно в полтора раза — до 1,5 млн рублей для юрлиц.
По словам Рыжова, нет понимания сути проблемы и достаточного внимания со стороны властей.
— Мы сейчас имеем степень крайней запущенности. И вливание 5 млн с неизвестным результатом остроту проблемы не снимут. Проверки по линии Росавиации и транспортной прокуратуры проводятся, но это не поможет исправить ситуацию в корне. Надо решать проблему с разных сторон.
Бездумная трата денег на новые «железки», которые ставят на летное поле, по мнению эксперта, не будет решением. Во внимание надо принимать все условия, которые влияют на присутствие птиц у аэропортов.
— Речь идет не только о переносе свалок, есть и другие объекты: рыборазводные пруды, отстойники и так далее. И хорошо, если мы имеем дело с объектами антропогенного происхождения. А если это просто русло крупной реки? Оно там так и останется, какие меры ты не принимай, — заметил Рыжов.
Он отметил, что ошибки могли допускаться даже при выборе места под строительство аэродрома и их необходимо нейтрализовывать с помощью глубокого, многофакторного анализа. Нужно понимать, какой объем мероприятий проводить, оценить производственные и природные условия аэропорта, кто будет этим заниматься, чем нужно вооружить специалистов.
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников