Пострадавшие шедевры. Дмитрий Буткевич — о вандализме в музеях

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о самых громких случаях вандализма в сфере искусства.

Вспомнил о любопытной подборке актов вандализма, совершенных в музеях мира. Начнем сразу с отечественных вандалов.

В 1913 году в Москве в Третьяковской галерее Абрам Балашов, старообрядец и иконописец, сын промышленника, с криком «Довольно крови! Долой кровь!» порезал картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г». Репин примчался из Финляндии, чтобы самолично реставрировать полотно, но увлекся и решил «улучшить» шедевр, переписав его по-новому. К счастью, пришел Грабарь и все исправил. А недавнее нападение на многострадальное полотно все наверняка помнят. Житель Воронежа выпил водки, и на него, как он говорит, «накатило». Схватил металлическое ограждение, разбил стекло и повредил полотно. До сих пор реставрируют.

Чуть позже, в феврале 1914 года, в Лондонской национальной галерее суфражистка Мэри Ричардсон порезала в нескольких местах картину Веласкеса «Венера с зеркалом». Тут все ясно, это был своего рода радикальный перформанс в рамках борьбы против эксплуатации обнаженного женского тела. Ричардсон была приговорена к шести месяцам тюрьмы. Картина отреставрирована.

Но особенно страдает Рембрандт. Раньше, чем нападение на Репина, 1 января 1911 года (по старому стилю) в Государственном музее Амстердама картина «Ночной дозор» была повреждена ударами ножа. 14 сентября 1975 года в амстердамском Рейксмюсеуме бывший школьный учитель, психически нездоровый голландец Вилхелмус де Ринк хлебным ножом нанес 12 порезов рембрандтовскому шедевру. В 1990 году на картину плеснули кислотой.

В 1977 году в Штатсгалерее в Касселе облили кислотой несколько работ старых мастеров, в том числе две картины Рембрандта.

15 июня 1985 года в Эрмитаже полотно Рембрандта «Даная» подверглась нападению человека, который облил холст серной кислотой и дважды нанес удары ножом. Им оказался житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. Майгиса, естественно, посадили в сумасшедший дом. Благодаря усилиям специалистов музея, «Даная» возвращена к жизни. Работы по реставрации закончились через 12 лет, в 1997 году.

А вот еще несколько историй о музейных вандалах. Про «Джоконду». В декабре 1956 года в Лувре молодой боливиец по имени Уго Унгаза Вильегас в приступе неожиданной злобы запустил в «Мону Лизу» камнем и повредил левый локоть. Правда, интересно, где он взял камень? С тех пор у левого локтя «Моны Лизы» едва заметная отметина. Вообще, картина становилась объектом нападения несколько раз. Последнее покушение было совершено в 1974 году, когда японский турист бросил в «Джоконду» пузырек с краской. Защитное стекло спасло. После этого случая картину поместили в специальный ящик из пуленепробиваемого стекла. Он заполнен гелием, что позволяет создать идеальную «атмосферу» для сохранности шедевра. Только раз в году реставраторы видят «Джоконду» «вживую», когда осматривают картину.

Фото: Галина Буцева / Коммерсантъ

В 1987 году в голландском Stedelijk Museum было совершено двойное покушение на работы американского абстракциониста Барнетта Ньюмана. Маньяк порезал ножом картину «Кто боится красного, желтого и голубого III». Его поймали — он отсидел, вышел и снова отправился в музей, где порезал еще одну картину Ньюмана. Как стало известно, причиной его неприязни к абстракционизму стала прочитанная преступником критическая монография о современном искусстве. Специальным постановлением голландских властей маньяку был запрещен доступ во все музеи страны.

А вот наши. В 1997 году на картине Казимира Малевича «Супрематизм» русский художник Александр Бренер нарисовал знак доллара. Как вы понимаете, он протестовал против коммерциализации искусства. Бренер получил по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно.

Наконец, моя любимая история. В апреле 2007 года в музее Милуоки (штат Миннесота, США) посетитель повредил полотно «Триумф Давида» итальянского мастера Оттавио Ваннини, датированное 1640 годом. Мужчина, увидев картину, стукнул по ней кулаком, пробив большую дыру; потом, сорвав полотно со стены, начал топтать его ногами. В свое оправдание американец, задержанный на месте преступления, сказал, что «сильно расстроился и рассвирепел при виде Голиафа».

Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсантъ

Другие новости по теме «Музеи, памятники»

Март 21, 2019 - 09:54

20 марта президент Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирина Антонова отмечает 97-й день рождения. Она пришла в музей в апреле 1945 года и продолжает работать в нем и по сей день. В интервью ТАСС она рассказала о реставрации картин, перевезенных в СССР из Дрезденской галереи после Великой Отечественной войны, выставках "Моны Лизы" и Тышлера, уникальном проекте "Москва — Париж", а также о взаимоотношениях культуры и советской власти.

 

Март 21, 2019 - 07:30

LXX общегородские научные чтения, посвященные 160-летию со дня рождения Александра Сергеевича Попова, провел Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) (ЛЭТИ) 20 марта, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

 

Март 20, 2019 - 20:46

Первого марта 2019 самый знаменитый кот России* Ахилл в своем инстаграм-аккаунте @ACHILLCAT поздравил котов и котолюбов с Днем кошек.

 

Март 20, 2019 - 11:58

22 марта  стартует III Межмузейно-вузовский фестиваль «В музей – сегодня, в науку – завтра!». Фестиваль объединит более 30 площадок, которые представят вузовские, академические и другие музейные коллекции, связанные с наукой.