С 1 августа таджикский авиаперевозчик «Сомон Эйр» в дополнение к рейсам в Душанбе начал полеты по маршруту Худжанд – Москва. Авиакомпания увеличила также количество рейсов из Худжанда еще в пять российских городов.
Также между Таджикистаном и Россией летают «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Ямал», «ЮТэйр». Одновременно с 30 августа Россия и Таджикистан возобновят пассажирское железнодорожное сообщение, остановленное из-за пандемии два года назад.
Все это может способствовать развитию туристических связей. По данным комитета по развитию туризма при правительстве Таджикистана, количество туристов из России по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличилось – правда, число не уточняется. Большинство из них приезжают как минимум на неделю.
Всего с начала 2022 года, по официальной статистике, количество иностранных туристов в стране почти утроилось по сравнению с шестью месяцами прошлого года и достигло 370 тыс. человек. До пандемии столько приезжало за целый год.
При этом из общего числа зарубежных туристов, побывавших в Таджикистане, 344 тыс. – жители постсоветского пространства или стран СНГ, а остальные 22 тыс. – из США, Франции, Германии, Турции, Саудовской Аравии, ОАЭ.
О том, что поток россиян в Таджикистан растет, говорят также данные портала бронирования Туту.ру: благодаря снижению стоимости авиабилетов почти на 50% по сравнению с прошлым годом, общая доля туристов из России, которые отправились за эти полгода в Таджикистан, увеличилась до 17%.
Это подтверждает и статистика Погранслужбы ФСБ РФ. За первое полугодие 2022 года в страны СНГ с туристическими целями выехало 211,4 тыс. россиян. Поток в Таджикистан действительно вырос – до 5,8 тыс. с 4,3 тыс. за январь-июнь 2019 года. Однако это в разы меньше, чем у большинства соседей по СНГ. Меньший поток только у Молдавии (2,9 тыс.) и у практически закрытой Туркмении (0,001 тыс.).
Операторы говорят, что в отличие от других стран СНГ, Таджикистан не смог в полной мере реализовать преимущества нынешней ситуации и выступить для россиян альтернативой многим закрывшимся или резко подорожавшим направлениям.
Директор компании «Жарков-тур» Андрей Жарков полагает, что, прежде всего, направлению не хватает качественной перевозки за доступные деньги. В сочетании с невысоким уровнем сервиса и инфраструктуры это мешает Таджикистану соревноваться с другими странами СНГ. В итоге туристы выбирают, например, соседний Узбекистан, поездка в который обходится на 20-30% дешевле.
Хотя очевидно, по словам г-на Жаркова, что Таджикистан – это не только обилие солнца и фруктов. Это еще и уникальные памятники древнейшей цивилизации Средней Азии. Это города, которым более 2500 лет, с сохранившимися образцами древней архитектуры: Пенджикент, Худжанд, Гиссар, Ура-Тюбе (Истаравшан), Курган-Тюбе, Куляб. Плюс фантастическая, нетронутая цивилизацией природа Памира.
«Таджикистан востребован слабо, – соглашается менеджер по продажам компании «Открытие» Софья Гаврилова. – Едут единицы, поток несоизмерим с другими странами СНГ, хотя это очень интересное направление, внутри все дешево и доступно. Тем не менее всплеск спроса наблюдается только в большие праздники, например, майские».
По ее словам, о Таджикистане очень мало знают, на направлении нет рекламы, продвижения. К тому же за страной тянется шлейф небезопасной, там периодически что-то происходит на границе, и это настораживает туристов.
«До пандемии мы вполне успешно продавали Таджикистан, особенно в комбинации с Узбекистаном и Киргизией, – сказала менеджер направления компании «Ванд» Ирина Медведева. – Планируем делать это и сейчас, но не спешим, пока туры по Таджикистану не выставляли».
В компании полагают, что могут начаться ковидные ограничения, остановка авиасообщения, и снова все закроется для туризма. Есть также опасения, что после двух лет пандемии сервис на направлении, и без того не самого высокого качества, мог снизиться и не успел восстановиться. Во всяком случае, по некоторым другим странам СНГ это чувствуется заметила собеседница.
Светлана Ставцева, RATA-news
Фото: turnatur.ru