Появятся ли в России чартеры в Узбекистан

Власти Узбекистана заявили о планах по субсидированию чартерных рейсов для стимулирования въездного туризма. Российские туроператоры сомневаются, что подобное предложение заинтересует отечественный рынок.

В Узбекистане утвержден комплекс мер, призванных помочь развитию сектора туризма. Указ президента страны Шавката Мирзиеева «О мерах по дальнейшему развитию сферы туризма» уже назвали «революционным». Так, с 1 октября в ряде международных аэропортов страны Узбекистана вводится режим «открытого неба», в том числе, в Бухаре это будет «пятая свобода» воздуха, то есть самолеты любых стран могут привозить сюда иностранных туристов, а затем лететь в третью страну.

Более того, Узбекистан готов субсидировать авиаперевозчикам и туроператорам чартерную перевозку. За каждого пассажира будет выплачиваться 20 долларов, а в период зимнего сезона (с 20 ноября по 20 февраля) – 50 долларов, но при условии пребывания туриста на территории республики не менее пяти ночей.

По заявлению властей, с января 2020 года граждане еще 20 стран получат безвизовый въезд в Узбекистан. В результате общее количество стран, которым разрешен безвиз, достигнет 85. Благодаря этому Узбекистан станет второй после Грузии страной на постсоветском пространстве с самым либеральным визовым режимом.

Как заявил вице-премьер Узбекистана Азиз Абдухакимов, в стране надеются, что поддержка чартерных рейсов будет стимулировать перевозку с традиционных рынков – России, Юго-Восточной Азии, КНР и европейских стран.

По информации правительства Узбекистана, в 2016 году страну посетило 1,3 млн человек, в 2017 году – 2,7 млн, в 2018 году – 5,4 млн, в 2019 году ожидается 6,3–6,4 млн туристов.

По данным Пограничной службы ФСБ РФ, за 2018 год в Узбекистан выехало около 180 тыс. россиян, в том числе, с туристическими целями – 37 тыс. человек. За первое полугодие 2019 года поток в Узбекистан из РФ составил 111 тыс. человек (+38%), в том числе с целью туризма экс-республику СССР посетило 25 тыс. россиян (+47%).

ЧАРТЕРЫ ПОМОГУТ УДЕШЕВИТЬ ПЕРЕВОЗКУ, НО…

По мнению экспертов, с точки зрения удешевления продукта чартерная перевозка в Узбекистан рынку нужна, так как перелет на регулярном рейсе выходит дорогим.

Как отмечает управляющий партнер «Мультитур» Юлия Высоканова, минимальная стоимость авиабилета по направлению Москва – Ташкент – Москва на конец января составляет 20000 р., что не по карману среднестатистическому туристу.

Как считает генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, если снизить коллективно эту цену до 10000-12000 р., то спрос по направлению может вырасти на «десятки процентов».

При этом эксперты сомневаются в том, что Узбекистан на российском рынке может стать чартерным направлением. Во-первых, в силу специфики самого продукта (экскурсионные туры), во-вторых, по причине невысокого спроса. Как говорят участники рынка, продажи туров в Узбекистан сейчас скорее стагнируют.

Так, по информации Оксаны Волкановой, директора по развитию туроператора ICS Travel Group, доля продаж этого немассового направления в общих объемах продаж компании менее 0,3%.

«Направление далеко не считается демократичным по цене для посещения. Возможно, что при запуске чартерной перевозки доступ к стране станет более экономичным, тогда и появится спрос у российского туриста для посещения страны», – говорит эксперт.

Оценивая финансовые стимулы за чартерную «доставку» туристов, эксперты говорят о том, что в целом заявленные суммы (от 20 до 50 долларов за человека), вполне соответствуют мировой практике. Но при этом необходимо учесть и другие расходы, которые понесут туроператоры при постановке и загрузке. Например, на маркетинг направления и обучение розницы. Готовы ли власти Узбекистана оплачивать и эти мероприятия, пока неизвестно.

Как считает Сергей Ромашкин, для стимулирования спроса на старте программы сумму компенсации за одного туризма стоит увеличить с 20 долларов до 40-50 долларов, а уже когда рынок «распробует» новинку, то размер выплат можно и снизить.

Эксперты сходятся в том, что для российского рынка чартерная перевозка в Узбекистан является преждевременной. Как говорят участники рынка, перспектива загрузить чартер на 150 кресел в ту же Бухару представляется сомнительной даже в сезон, не говоря уже о зимнем периоде. «Зимой загрузить борта не удастся. 80% туров в Узбекистан приходится на апрель – сентябрь», – отмечает г-н Ромашкин.

К тому же на узбекских чартерах, говорят наблюдатели, не будет такой прибыли, которая окупит все хлопоты по постановке рейса.

СУБСИДИРОВАТЬ НУЖНО РЕГУЛЯРНУЮ ПЕРЕВОЗКУ

Как считают эксперты, на российском рынке Узбекистану стоит платить за туриста, который прилетел регулярным рейсом. Во-первых, как говорит Сергей Ромашкин, регулярные маршруты уже есть – и логично их использовать. Во-вторых, не все туристы готовы лететь на чартере.

Дмитрий Горин, генеральный директор холдинга «Випсервис», также считает, что российскому рынку нужно дотировать именно регулярную перевозку.

«Узбекистан – очень интересное направление, которое имеет свой раскрученный бренд в Европе и на азиатских рынках. Из этих стран, при более активном росте турпотока, чартеры в Узбекистан логичны. На российском же рынке пока ситуация со спросом на направление не столь устойчивая. Поэтому нужно субсидировать регулярную перевозку групповых заездов туроператоров», – говорит он.

КАКОЕ УСЛОВИЕ ПО ЧАРТЕРАМ РОССИЙСКИЙ РЫНОК ВЫПОЛНИТ

По информации участников рынка, с чем у российского рынка не возникнет проблем при постановке чартеров, так это с условием продолжительности пребывания туристов. Узбекистан требует, чтобы это были заезды не менее 5 дней. Россияне приезжают на более длительные сроки.

Как говорит Юлия Высоканова, на сайте туроператора «Мультитур» представлены туры в Узбекистан от 3 дней, но поездки с такой продолжительностью бронируются крайне редко. В основном предпочтение по продолжительности туров составляет 8 дней/7 ночей.

С такой оценкой ситуации согласен и генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. По его информации, 75% туров в Узбекистан имеют продолжительность более 5 ночей.

ОСЕННИЙ УЗБЕКИСТАН В СПРОСЕ НЕ ВЫРОС

О спросе на туры Узбекистан на осень участники рынка отзываются одинаково: динамики относительно прошлого сезона нет.

Среди основных причин, которые сдерживают продажи направления, глава «Дельфина» называет общую высокую стоимость продукта (недельный тур с перелетом и расходами на месте обходится не менее 950 долларов), скромный маркетинг направления и ограниченность аудитории. «Восток пока интересует не так много наших туристов», – подчеркивает он.

Фото: Вестник АТОР

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Сентябрь 21, 2019 - 09:28

S7 Airlines, участник глобального авиационного альянса oneworld®, проводит распродажу авиабилетов и предлагает отправиться рейсами S7 Airlines в города России, Европы и Азии со скидкой до 50%.

 

Сентябрь 20, 2019 - 10:09

Информация о забастовке бортпроводников крупнейшей российской авиакомпании "Аэрофлот" не соответствует действительности, говорится в сообщении пресс-службы перевозчика.

 

Сентябрь 20, 2019 - 09:51

Международный совет аэропортов (ACI) опубликовал ежегодный отчет о количестве пассажиров в аэропортах мира по данным за 2018 год. Самой загруженной авиагаванью в мире назван международный аэропорт Хартсфилд-Джексон в американском городе Атланта. За год через него прошли более 107 млн пассажиров. Правда, этот показатель ниже на 3,3% относительно предыдущего. Но это не помешало установить рекорд среди всех аэропортов мира.

 

Сентябрь 20, 2019 - 03:21

Самый высокотехнологичный дальнемагистральный авиалайнер Airbus A350 18 сентября 2019 года впервые приземлился в аэропорту Пулково.