Верховный суд 7 августа признал законным провоз в самолетах личных вещей сверх нормы ручной клади.
7 августа 2018 года Верховный суд РФ отклонил иск авиакомпании "Победа" об отмене новых правил перевозки ручной клади на борту самолетов (утверждены приказом Минтранса РФ от 5 октября 2017 года, вступили в силу 5 ноября 2017 года). Истец считал данные правила противоречащими Воздушному кодексу РФ, т. к. правила провозки багажа должны быть адаптированы под каждый тип воздушного судна. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этой проблеме.
До ноября 2017 года практически неизменными были нормы, утвержденные приказом Минтранса РФ "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" от 28 июня 2007 года. Согласно этой редакции документа, в России перевозчик имел право устанавливать нормы бесплатного провоза багажа. При этом уточнялось, что авиакомпания обязана бесплатно провозить минимум 10 кг суммарно в виде ручной клади или багажа и дополнительно разрешать пассажиру брать с собой в салон 18 типов вещей: дамские сумочки, портфели, портативные компьютеры, верхнюю одежду, букеты и т. д. Авиакомпании при этом могли устанавливать пределы по длине, ширине и высоте.
Данные правила неоднократно вызывали нарекания из-за их двоякой трактовки: они не объясняют, какая доля максимальных 10 кг приходится на ручную кладь, а какая - на багаж. В частности, Ространснадзор в 2016-2017 годы судился с авиакомпанией "Сибирь" (S7) из-за ее тарифов, согласно которым багаж можно провозить только за дополнительную плату. По мнению регулятора, это противоречит авиационным правилам. Данную позицию неоднократно подтверждали российские суды.
Нарекания у пассажиров вызывала политика авиакомпании "Победа", которая разрешала бесплатно провозить 10 кг багажа, но ввела жесткие ограничения по размеру ручной клади. В частности, требовала доплаты за провоз пакетов из магазинов беспошлинной торговли, считая их вторым местом ручной клади. Под давлением Ространснадзора в июне 2017 года перевозчик отказался от регламентирования максимальных размеров дамских сумок и портфелей. Однако СМИ продолжали писать о конфликтных ситуациях, которые по-прежнему возникали у пассажиров, летавших "Победой".
Из-за разногласий в трактовке правил еще в 2014 года в Госдуму был представлен законопроект о внесении изменений в Воздушный кодекс, который прописывал возможность продажи билетов без включенного багажа. 30 июля 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Воздушный кодекс РФ, которые отменили обязанность авиаперевозчика бесплатно провозить до 10 кг багажа пассажира, летящего по "невозвратному" билету.
24 июля 2017 года Минтранс РФ опубликовал проект изменений Федеральных авиационных правил, в котором предложил исключить из списка вещей, которые можно бесплатно брать с собой на борт, помимо нормы ручной клади в 5 кг, верхнюю одежду, мобильные телефоны, ноутбуки, фотоаппараты, букеты и зонты. Данные предложения вызвали большой общественный резонанс. В частности, спикер Совфеда Валентина Матвиенко назвала проект поправок "глупостью" и "коллективной безответственностью".
В результате критики 5 октября 2017 года в правилах осталась норма ручной клади не менее 5 кг, сохранив возможность провозить в салоне сверх нормы разные предметы, в том числе "рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, или дамскую сумку, или портфель", а также товары из магазинов беспошлинной торговли (в рамках, объявленных перевозчиком). Данные правила оставили возможность различных трактовок, в частности - непонятно было, распространяется ли норма в 5 кг на все предметы в ручной клади. "Победа" в своем иске к Минтрансу (был подан в феврале 2018 года) настаивала, что такая формулировка противоречива, и исполнять требование о безопасном размещении ручной клади в салоне самолета, одновременно принимая в качестве ручной клади перечисленные в приказе предметы (сумки, портфели и т. п.) не представляется возможным.
В конце июля 2018 года на портале проектов нормативных правовых актов был размещен проект приказа Минтранса, в котором было однозначно прописано, что рюкзак установленных размеров, портфель или дамскую сумку, а также различные предметы (зонт, букет и т. д.) можно брать сверх нормы в 5 кг.
По данным Росавиации, лидерами по объему перевозок в России по итогам первой половины 2018 года являются пять компаний: "Аэрофлот", "Сибирь" (S7), "Россия", "Уральские авиалинии" и Utair. Из них только "Уральские авиалинии" установили минимально допустимую норму на вес ручной клади - 5 кг, у остальных - 10 кг. При этом у "Аэрофлота" и "России" действуют ограничения на габариты ручной клади 55 x 40 x 25 см, а у остальных трех перевозчиков - 55 x 40 x 20. При этом, помимо основного места ручной клади, разрешается проносить с собой небольшие сумки, портфели и т. д. Также у "Аэрофлота" и "России" в настоящее время нет тарифов, не включающих бесплатный сдаваемый багаж.
За исключением "Победы", у российских авиакомпаний нестандартные ограничения по бесплатному багажу встречаются редко. "Победа" же не нормирует вес и количество предметов багажа, однако требует, чтобы вся ручная кладь (включая рюкзаки, дамские сумки, портфели и другие предметы, допустимые к перевозке) не превышала у одного пассажира размеров в 36 x 30 x 27 см.
За рубежом все крупные авиаперевозчики разрешают брать с собой в салон бесплатно ручную кладь весом до 10 кг. Например, у венгерского лоукостера Wizz Air - 10 кг с габаритами 55 x 40 x 32 см, а британский лоукостер EasyJet пускает в салон с ручной кладью габаритами до 56 x 45 x 25 см, без лимита по весу. Правила авиакомпаний обычно не оговаривают условия провоза товаров, приобретенных в магазинах duty free. Их разрешается брать с собой помимо установленных норм.
В некоторых случаях (например, если полет осуществляется на небольшом самолете с маленькими багажными полками), перед самой посадкой ручную кладь перекладывают в багаж и выдают при сходе с трапа.
Сдаваемый багаж при этом бывает платным у лоукостеров или на самых дешевых тарифах.
В 2017 году крупнейшими в мире авиакомпаниями по числу перевезенных пассажиров были четыре перевозчика из США: American Airlines, Delta Airlines, Southwest Airlines, United Airlines. Замыкает пятерку ирландский лоукостер Ryanair.
American Airlines позволяет бесплатно перевозить с собой ручную кладь стандартных размеров без ограничения по весу, а также небольшой портфель или дамскую сумку. Багаж может быть платным. Аналогичные правила действуют у Southwest Airlines и Delta Airlines.
Ryanair разрешает брать с собой одно место ручной клади размером 55 x 40 x 20 см весом 10 кг, а также одну небольшую сумку или пакет размерами до 35 x 20 x 20 см, который может помещаться в карман впереди стоящего кресла. При этом в самом дешевом тарифе большую сумку при посадке все равно потребуется сдать в багаж.
Фото: © Михаил Джапаридзе/ТАСС