Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минфину, ФНС и Минтрансу проанализировать законодательство в области продажи авиабилетов агентами и при необходимости изменить его - подготовить проекты актов, которые узаконят продажу билетов за наличные и по картам без использования кассовых аппаратов и специального счета, сообщают "Ведомости".
Доклад в правительство должен быть представлен до 1 сентября, сообщил представитель Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).
Агентства - уполномоченные авиакомпаниями организации, которые продают как электронные, так и бумажные билеты. Например, согласно презентации "Аэрофлота", у авиаперевозчика в 2014 году 22,4% продаж пришлось на официальных агентов.
В настоящее время в работе агентств существует юридическая коллизия. Агенты, продавая авиабилеты, руководствуются нормативными актами Минтранса. По ним расчеты могут осуществляться без использования контрольно-кассовой техники. Но, как написал президент АЭВТ Виктор Тасун 31 июля Дворковичу, агенты сообщали о случаях, когда ФНС применяла к ним требования как к платежным агентам. Налоговые органы предъявляют к уполномоченным агентствам требования использовать кассовые аппараты и зачислять полученную от покупателей оплату на специальные счета, пишет Тасун. Но проблема в том, что использование денег с этих счетов ограничено.
"Использование специального счета для расчетов с населением существенным образом ограничивает потребителя в его праве на получение от уполномоченного агента уплаченных за перевозку денежных сумм при добровольном или вынужденном расторжении/изменении договора воздушной перевозки", - объясняется в письме Тасуна. По данным АЭВТ, Минтранс еще в конце апреля просил ФНС не применять закон о платежных агентах к продавцам билетов, однако ФНС решение не приняла.
Представители туротрасли подтверждают наличие проблемы, отмечая при этом, что законодательная необходимость выбивать чеки при продаже авиабилетов через агентства де-факто отпала с введением понятия "электронный билет". Они полагают, что приведение законодательства в соответствие с практикой - хороший знак. В частности, это ликвидирует возможность для потенциальных злоупотреблений. При этом, подчеркивают они, в сфере онлайн-торговли билетами остаются другие законодательные белые пятна - например, порядок расчета НДС для международных рейсов, состоящих из нескольких сегментов.