Совместными усилиями нескольких ведомств правительство северной столицы готовится преобразовать рынок речного экскурсионного туризма Петербурга, создав большую сеть принадлежащих городу причалов. При этом инициаторы процесса заявляют: никакой речи о монополизации не идет, а возвращение пристаней в лоно государства продиктовано исключительно заботой о безопасности и комфорте туристов.
С тем, что на этом рынке надо как-то упорядочивать ситуацию, вряд ли кто-то будет спорить. В погожие дни, когда турист жаждет впечатлений, движение по Фонтанке или Мойке зачастую напоминает броуновское. Десятки причалов, разнокалиберных теплоходов и катеров. Многочисленные зазывалы на Невском проспекте. Очереди на посадку и высадку. И нередко - сильно затянувшееся из-за причальной чехарды ожидание...
В богатом водой Петербурге не менее 200 причалов. Однако привлекательными для ведения речного экскурсионно-развлекательного бизнеса из них является не более трети. А самыми популярными у клиентов - 2 - 3 десятка, расположенные в самом центре северной столицы. При этом сегодня город имеет возможность распоряжаться только 16 пристанями, 15 из которых расположены на Неве. Остальные, как раз наиболее популярные места начала водных экскурсионных маршрутов, находятся в аренде у частного бизнеса. И если на городских причалах установлен единый для всех порядок швартовки и ее стоимости (450 рублей за однократную или 320 по договору, предусматривающему не менее тысячи швартовок), то на частных все зависит от взаимоотношений с их хозяином. «Нередко, чтобы не допускать конкурентов, цены на швартовку там устанавливают «заградительные», - говорит один из речных капитанов. - Порой и хотел бы пристать, да слишком дорого. А на городских с этим нет проблем: главное - вовремя оплатить».
В Смольном констатируют: арендаторы пристаней, которые чаще всего одновременно являются хозяевами теплоходов и катеров, не заинтересованы в развитии причальной инфраструктуры. И намеренно не допускают на рынок других предпринимателей, также желающих обслуживать туристов. «Могу сразу сказать: задачи монополизировать рынок причальных услуг у нас нет, - заявляет глава комитета по развитию туризма Петербурга Андрей Мушкарев. - А вот желание создать для всех его участников, независимо от величины бизнеса, равные и комфортные условия - есть».
И поясняет: несмотря на то что доходы города от аренды причалов и размер прибыли, получаемой от их использования, несопоставимы, никто не собирается ущемлять добросовестных арендаторов. «Наша задача - развивать городскую сеть причалов, в равной степени доступную для всех, - продолжает Мушкарев. - Причем их деятельность будет стандартизирована и даст гарантии комфорта и безопасности как участникам рынка речного экскурсионного туризма, так и пассажирам».
По предварительным оценкам, увеличение городской сети причалов до нескольких десятков объектов обойдется в сумму до 75 млн рублей, поскольку оборудование каждого из них под единые стандарты тянет на 3 - 5 млн. А появиться они в первую очередь должны в популярных у туристов местах. То есть на внутренних реках и каналах Петербурга.
Процесс уже запущен: сейчас в комитете по развитию туризма завершается разработка технико-экономического обоснования концепции создания сети городских причалов, а в ноябре, после обсуждения с участниками рынка и проработки профильными комитетами Смольного, проект покажут на самом верху. В том случае если он будет поддержан правительством города и губернатором, продлевать договоры об аренде набережных с частниками не станут, постепенно возвращая причалы в распоряжение Смольного. И уже в 2018-м вместо 16 нынешних причалов в ведении Агентства внешнего транспорта (АВТ), которое за них отвечает, могут оказаться все тридцать. А возможно, и больше.
Руководитель комитета по транспорту Александр Головин также убежден, что причалы в городе должны быть стандартизированы и общедоступны. Не возражает против намерения прибавить к нынешним энное число новых причалов и глава АВТ Александра Бахмутская. По ее мнению, появление дополнительных равнодоступных причалов «даст толчок к развитию новых регулярных маршрутов и позволит горожанам и гостям города с большим комфортом пользоваться прогулками на водном транспорте».
Есть сторонники развития сети городских причалов и в среде предпринимателей. Особенно за эту идею ратуют небольшие компании, которые не имеют возможности арендовать пристани.
Да и представители крупного речного бизнеса в целом не против: по мнению главы одной из таких компаний Андрея Кузнецова, если город возьмет на себя заботы о причальной инфраструктуре, «больше времени останется на развитие флота и придумывание новых маршрутов».
Впрочем, есть варианты. По словам Андрея Мушкарева, для того чтобы не увеличивать нагрузку на бюджет Петербурга, проект может быть реализован и на условиях государственно-частного партнерства. Как и в случае с аэропортом «Пулково», инвестора обяжут вложиться в обустройство причалов, а затем он получит возможность окупить затраты в течение определенного длительного времени.
При этом вне зависимости от вариантов реализации проекта Мушкарев называет самые важные его аспекты. «Создание большой сети городских причалов позволит создать на реках здоровую конкурентную среду, упорядочить движение судов и повысить качество оказываемых пассажирам услуг, - считает глава комитета по туризму. - Однако резких движений не будет: прежде чем приступить к реализации проекта, мы намерены обсудить его детали со всеми заинтересованными сторонами, максимально учтя их интересы».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА