В рамках выставки «Интурмаркет» 16 марта прошло открытое заседание Правления и Регионального совета Российского союза туриндустрии. Обсуждались вопросы законодательного регулирования в сфере туризма, а также принципы формирования всероссийского объединения туроператоров «Турпомощь» и компенсационного фонда.
Руководство РСТ представило пакет поправок в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», о которых неоднократно писала RATA-news. Они касаются регулирования взаимоотношений туроператоров и агентов, создания страхового пула для крупных туроператоров, классификации гостиниц, аттестации гидов и, в первую очередь, положения о «Турпомощи». Однако, если вопросы по деятельности объединения «Турпомощь», которое уже через месяц с небольшим начнет свою работу, требуют незамедлительного ответа, то, например, классификация отелей, как считают в РСТ, вполне может подождать. По словам вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, введение обязательной классификации до 2016 года было бы обременительно для бизнеса, так как почти 80% их пока не соответствуют вводимым стандартам. Заместитель руководителя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Георгий Мохов согласен, что введение обязательной классификации отелей в России до изменения самой системы классификации нанесет по этой сфере большой удар.
«В Москве в последнее время открылось более 70 хостелов емкостью 3,5 тыс. мест, которые не соответствуют условиям классификации. Растет загрузка отелей, спрос на бюджетное размещение, так что этот сегмент наверняка сохранит бурные темпы роста. Ранее 2018 года, пока не завершим работу по совершенствованию и актуализации системы классификации, принимать эту поправку нельзя», – пояснил он. Нет ясности пока и в отношении перестраховочного пула. У крупных туроператоров, в соответствии с последней редакцией отраслевого закона, выросли объемы обеспечения финансовой ответственности и одновременно возникли проблемы: страховщики начали отказывать тем, кто хотел застраховать ответственность на сумму более 250 млн. рублей. Сейчас предлагается внести в закон положение о том, что туроператор по выездному туризму должен будет предъявлять документ, подтверждающий участие его страховщика в перестраховочном пуле. Однако, по словам Юрия Барзыкина, Минфин и Федеральная антимонопольная служба раскритиковали эту поправку как несоответствующую действующему законодательству. В отраслевом комитете Госдумы в связи с этим рассматривается возможность снижения объема финансового обеспечения крупных туроператоров. Пока вопрос открыт и его, по словам Георгия Мохова, предстоит серьезно проанализировать.
Правление обсудило также предлагаемые РСТ поправки по урегулированию взаимоотношений и сфер ответственности операторов и агентств. Закон в последней его редакции получил слишком заметный крен в сторону повышения ответственности туроператоров, в итоге число судебных исков к компаниям выросло в разы, причем по самым мелким поводам. Ответственность агентств, наоборот, практически, не отражена в нынешнем законе. Все члены РСТ могут до 10 апреля присылать свои предложения по этим и другим положениям законопроекта, который, как ожидается, 11 апреля будет рассматриваться в правительстве. Больше всего внимания на прошедшем заседании было посвящено «Турпомощи». До 4 мая, согласно закону, в объединение должны вступить все операторы по выездному туризму. На сегодня в организацию вступило 483 компании, значительная часть из них – члены РСТ. Правительство уже представило положение о правилах оказания экстренной помощи туристам и финансировании фонда, включая критерии отбора банков. Это – закон, обязательный к исполнению.
У РСТ есть предложения по изменению условий работы «Турпомощи», в частности, отмена минимального взноса в 100 тыс. рублей, который предлагается заменить 0,1% от оборота компаний. Как известно, одинаковый взнос в сумме 100 тыс. рублей для всех компаний, независимо от рисков и оборотов, вызвала возмущение многих турфирм. РСТ также предлагает уточнить термин «ненадлежащее оказание услуг» туроператором. При «ненадлежащем исполнении» обязательств экстренная помощь оказывается только в случаях невозможности нахождения туристов в стране временного пребывания и невозможности туроператора самостоятельно устранить эту ситуацию из-за финансовой несостоятельности. РСТ предлагает ограничить ответственность фонда по обязательствам каждого туроператора суммой, эквивалентной размеру его финансового обеспечения. Надо определить критерии достаточности фонда, после чего взносы могут взиматься, например, в объеме, необходимом для увеличения накопленных в нем средств на индекс инфляции и т.д
Согласно нынешней редакции закона, у «Турпомощи» есть право инвестировать деньги фонда, однако РСТ будет настаивать на отмене этого пункта. Однако закон принят, изменить что-то сейчас можно только по указанию президента РФ. Вопросов по «Турпомощи» – масса, а времени у операторов осталось уже совсем немного. Тем более что общее собрание членов объединения, на котором будут определены принципы функционирования «Турпомощи» и выбран Наблюдательный совет, пройдет уже 28 марта. Наблюдательный совет, согласно уставу, это постоянно действующий коллегиальный орган управления ассоциацией «Турпомощь». Без него невозможно решение важнейших вопросов – избрание директора, прием новых членов, ведение реестра, разработка правил профессиональной деятельности «Турпомощи» и т. п. Созыв собрания в эти сроки вызывает у РСТ вопросы, так как еще не все желающие вступили в «Турпомощь», соответственно не все смогут участвовать и в выборах руководящего органа. Тем не менее, глава «Турпомощи» имеет право созвать собрание, и он это право реализовал.
По словам президента РСТ Сергея Шпилько, в этой ситуации особенно важно понимать, что решать судьбу объединения предстоит не Ростуризму, не РСТ, не какой-либо другой организации, а самим операторам, и от того, кто будет избран в руководство «Турпомощи», зависит очень многое. Самое главное при формировании Наблюдательного совета – чтобы его состав обеспечил эффективность и сохранность компенсационного фонда и не позволил объединению превратиться в еще один инструмент сознательного ухода с рынка недобросовестных компаний. По мнению руководства РСТ, главный принцип, на котором следует опираться в выборе совета, – репутация компании на рынке, ее опыт и доверие партнеров. Важно также, чтобы в него вошли не только крупные компании с чартерными рисками, но и нишевые операторы, специализирующиеся, например, на автобусном, круизном, индивидуальном и других видах туризма. Совет немыслим и без заметных региональных игроков. На профессиональных участников рынка в совете придется 80%. Остальные 20% – представители правительства РФ, Минкультуры или Ростуризма, МИД РФ, Минтранса, отраслевых объединений и т.д.