Правправнучка Пушкина вернула атмосферу XVIII века в Музей Державина в Ночь музеев

В музее усадьбы Державина в центре Петербурга в Ночь музеев прошло представление из двух опер - комической и буфф - и концерта "Вивальди, Вивальди, Вивальди", передает корреспондент ТАСС.

Венецианские костюмы Михаила Шемякина, переодевания мужчин в женские костюмы и наоборот, высокие женские прически с птицами и фруктами, расположение сцены посреди зрительного зала - все это создало атмосферу эпохи пред-просвещения, когда и создавались поставленные здесь спектакли. Представление "И так и сяк, и там и здесь" придумала и организовала праправнучка Пушкина оперная певица Наталья Павлова. Ее вдохновил на этот проект Домашний театр в Музее Державина.

"Я впервые попала в Музей Державина в прошлом году, когда представила здесь сольную программу на стихи Пушкина в рамках Культурного форума, и поразилась, какие есть удивительные площадки! Так родилась идея устроить здесь оперный спектакль в Ночь музеев. Это наш подарок Петербургу и петербуржцам", - сказала Павлова журналистам.
Ожившие тени

"Конструкция спектакля построена на переплетении сюжетов и действующих лиц XVIII века, которые бывали в доме Державина, с современностью и художественным вымыслом, - отметил режиссер-постановщик спектакля Денис Ширко. Все персонажи, произведения, исполнители так или иначе связаны с Домом Державина и притягивались к проекту словно магнитом", - рассказал он.

Доменико Чимароза - автор первой комической монооперы "Маэстро капеллы" - бывал в доме Державина. Он служил учителем пения у внуков Екатерины II, среди которых были два будущих императора.

Исполнитель единственной в опере Чимарозы партии - маэстро, звезда итальянской оперы, руководитель театра Верди в Пизе (Италия) Марчелло Липпи, - как и многие его соотечественники XVIII века, с удовольствием принял приглашение выступить в Петербурге. Итальянский язык оперы нисколько не помешал зрителям оценить комический сюжет перебранки маэстро и дирижера в жанре "опера про постановку оперы".

Вторым погружением в сюжеты и проблематику оперной сцены XVIII века стала двухактная опера-буфф Джованни Батиста Перголези "Служанка-госпожа".

"Эта опера была революционной для французской сцены, хотя впервые была поставлена в Неаполе в 30-е годы XVIII века. Она была ближе к народному уличному театру, чем к классической французской опере, и вызвала горячие споры и даже противостояние при французском дворе. Вольтер и королева были "за", считая, что классическая опера себя изжила, певцы заняты исключительно любованием красотой своего голоса, но забывают, что спектакль должен быть увлекательным для зрителя, ярким и цельным действом, король - "против". Спектакль шел во Франции 200 раз, пока "итальяшек" не прогнали из Франции", - рассказал Денис Ширко историческую подоплеку.

Наталья Павлова спела в опере главную партию служанки Серпины, желавшей замужества со своим господином и ловко все устроившей. Оперу представили на русском языке в переводе друга Державина Дмитревского, родоначальника русской театральной сцены. В этой части спектакля использовали нестандартный ход, разрезав надвое плоскостью, где разворачивается представление, с полупрозрачной занавеской в роли занавеса зал "Беседы любителей русского слова" - самое крупное помещение в усадьбе.

Зрители расположились по обе стороны. Чтобы они могли наблюдать за действием с другой стороны занавеса, установили плазменные панели. Еще одним способом погружения в атмосферу XVIII стали картины Романа Багрова - металлическая инкрустация по состаренному дереву. Солнце, постройки, узоры с прямыми отсылками к эпохе пред-просвещения - времени, когда народный театр имел огромный успех.
Как появился домашний театр

"Гавриил Романович Державин был кабинет-секретарём императрицы Екатерины II, великим поэтом, но при этом плодовитым, но средним драматургом, - заметил Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А.С.Пушкина, в состав которого входит усадьба Державина на Фонтанке, 118. - Державин постоянно предлагал свои пьесы для постановки в Эрмитажном театре, но распорядитель театра и друг Державина Иван Афанасьевич Дмитревский отклонял их. И в конце концов посоветовал Державину создать маленький домашний театр у себя в усадьбе по примеру Эрмитажного".

Так и появилось то пространство, которое вдохновило Наталью Павлову на создание оперного спектакля. Театр совпадал по планировке с Эрмитажным, там тоже устроили амфитеатр, но поменьше и без оркестровой ямы. Музыканты во время спектакля едва не задевали смычками зрителей. Именно здесь представили первую из двух опер спектакля "И так и сяк, и там и здесь" в Ночь музеев "Маэстро Капеллы".

Залы во время представлений были полны народу, некоторые сидели на полу.

В дальнейшем спектакль планируется повезти в Италию, в Москву, в Михайловское, в Царское Село, рассказала Наталья Павлова.
http://tass.ru/kultura/3304330

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Апрель 17, 2024 - 19:32

В Мраморном дворце Русского музея в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» открывается уникальная выставка «Спасенные шедевры.

 

Апрель 17, 2024 - 11:39

В музее-заповеднике «Павловск» завершилась реставрация бюста римского поэта. Исследователи расходятся во мнениях: одни полагают, что это скульптурное изображение Гесиода, другие – Сенеки.

 

Апрель 16, 2024 - 13:47

Военно-медицинский музей открывает выставку «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления».

 

Апрель 15, 2024 - 19:07

11 апреля в Екатерининском корпусе музея-заповедника «Петергоф» завершился первый этап воссоздания исторического образа одного из интерьеров — «Опочивальни».