Проекту внесенных в правительство Министерством транспорта РФ изменений в «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом…» было посвящено очередное заседание Комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере туристской деятельности. Все выступившие представители турбизнеса и бизнеса автоперевозок говорили, что изменения не учитывают сложившихся реалий рынка, а их принятие сделает невозможным выполнение многих видов автоперевозок, в том числе, туристических. Председатель Комитета и вице-президент РСТ Юрий Барзыкин напомнил основные положения изменений в «Правила», которые вызвали споры и возражения. Это запрет на автобусные перевозки с 24.00 до 06.00, продажа билетов только через автоматизированные системы и необходимость подавать списки пассажиров в Федеральную службу по надзору за автотранспортом и получать разрешение на поездку. Подробнее читайте здесь. Председатель комиссии РСТ по автобусному туризму и президент компании «Анкор» Ольга Санаева отметила, что внесение изменений нанесет значительный экономический ущерб субъектам автотранспортной деятельности, затруднит путь к объектам показа, повысит дневную загрузку трасс. Говоря о конкретных пунктах изменений, г-жа Санаева напомнила, что основная причина аварий в ночное время – усталость водителя, а не время суток. И именно в этом направлении нужно работать для повышения безопасности. «Введение списков пассажиров очевидно продиктовано требованиями безопасности, - подчеркнула она. - Но заранее невозможно знать все фамилии туристов, которые купят тур. В Европе мы заполняем определенный бланк с фамилиями, который иногда проверяется полицией. Может быть, нам тоже нужно отправлять списки в уведомительной форме?». Ольга Санаева предложила доработать проект изменений с участием, автотранспортных и туристических общественных организаций. Председатель наблюдательного совета ОМПП «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач напомнил, что в соответствии с действующими федеральными законами каждое транспортное средство должно оборудоваться приборами для контроля за режимом труда и отдыха водителя - тахографами. По мнению г-на Храпача, уже существующего законодательства в сфере автоперевозок достаточно для обеспечения безопасности пассажиров, если его соблюдать. Он заметил, что запрет на ночные перевозки в России трудно выполним для автоперевозчиков, так как в стране, особенно за Уралом, немало городов, расположенных более чем в 1000 км друг от друга. В регионах Заполярного круга дневное время суток вообще определяется полугодиями. Большие затруднения, по словам г-на Храпача, вызовет и сама процедура остановки автобуса в 24.00. «Автобус с 80 пассажирами на борту не может остановиться на ночь в поле, - пояснил г-н Храпач. - Нужна охраняемая стоянка, где можно обеспечить людей питанием, бытовыми удобствами и т.д. В нашей стране – 150 тыс. автобусов, имеющих лицензию на перевозки. Но инфраструктуры для ночных стоянок этого парка нет. Если же автобус стоит на обочине, его может сбить летящий по трассе грузовик». «Мы уточнили в ГИБДД статистику по ДТП с участием автобусов, - добавил г-н Храпач, - По неполным данным, в прошлом году произошло 154 ДТП с участием автобусов, совершающих региональные междугородние перевозки, из них только 6 – ночью. Причем, как правило, ночные аварии связаны не с усталостью водителей, а с плохими дорожными условиями. Так что этот пункт предлагаемых изменений в Правила не обоснован никакими статистическими данными». Как отметил Сергей Храпач, цель требования о передаче списков пассажиров – выявление террористов. Однако списки предлагается подавать в Федеральную службу по контролю в сфере транспорта, которая не уполномочена проводить оперативно-розыскные мероприятия, и, кроме того, ее отделения есть далеко не во всех городах. Это означает, что если школьники, например, из города Касимова решат съездить на экскурсию в Москву, им придется сначала ехать в Рязань, чтобы подать список и получить разрешение на поездку. Кроме того, непонятно, кто именно в Федеральной службе будет заниматься сбором списков и хватит ли для этого сотрудников. В заключение Сергей Храпач заявил: «Все системы отслеживания режима труда и отдыха водителей существуют. Нужно усилить контроль за ними, сделать его не формальным, а реальным. Постановление сырое, не соответствует действующим федеральным законам, мы его не поддерживаем и будем пытаться сделать так, чтобы оно не вошло в силу. Мы считаем, что такие серьезные документы должны согласовываться с представителями делового сообщества». Вице-президент ТПП Владимир Страшко согласился с тем, что постановление – сырое, но заметил, что отвергать его полностью, не предлагая ничего взамен, нельзя. «Сообщество перевозчиков должно отвечать за ту ситуацию, которая сложилась», - отметил он. В ответ Сергей Храпач предложил использовать в автотранспортных перевозках механизмы саморегулирования. Александр Корнев из «Мострансавто» поддержал коллегу в том, что изменения в «Правила перевозок…» будет трудно реализовать, так как в России нет соответствующего количества гостиниц, стоянок, где остановившиеся на ночь автобусы будут охраняться. А у Федеральной службы по надзору в сфере транспорта нет ни людей, ни средств, чтобы работать со списками пассажиров. Поэтому подача списков должна носить уведомительный, а не запретительный характер. Он также отметил, что с 16 июля все автобусы в России, купленные после 4 июля, должны быть оборудованы тахометрами, отслеживающими время работы водителей. Генеральный директор компании «Интерс» Татьяна Козловская рассказала, что операторы по автобусным турам давно столкнулись с проблемой безопасности перевозок. «На автобусах международного класса всегда стоят тахографы, допуск к международным перевозкам дается только тем компаниям, чьи автобусы соответствуют всем требованиям, - уточнила г-жа Козловская. - Но в Европе у любого полицейского, останавливающего автобус, есть специальные считывающие устройства, а наши транспортники тахограммы читать не умеют». Татьяна Козловская добавила, что, помимо оснащенности автобусов и режима водителей, важно и качество дорожного покрытия: «Мы на своих автобусах проехали по России до Сургута и Нижневартовска. Дальше Рязани и Можайска дороги ужасные». Вице-президент компании «Мультитур» Татьяна Семенова рассказала, что они восемь лет организуют автобусные туры на Черное море. Если изменения будут приняты и ночные перевозки запретят, россияне потеряют возможность дешево добираться курортов. Альтернативой автобусам, по мнению г-жи Семеновой, могла бы стать железная дорога, в том случае, если бы РЖД вернула туроператорам возможность брать гарантированные блоки мест и увеличила бы количество плацкартных вагонов. Подводя итоги обсуждения, Юрий Барзыкин предложил выступившим на заседании создать рабочую группу, которая разработает рекомендации по изменениям от имени ТПП. Он подчеркнул, что необходимо повернуть обсуждение в сферу партнерских отношений, в том числе, с Минтрансом. «Наша задача – с одной стороны, не сдерживать развитие туризма, а с другой – сделать так, чтобы пассажир туристического автобуса мог вернуться из поездки живым и здоровым», - резюмировал г-н Барзыкин.