На сайте ФТС России размещен проект Федерального закона (далее - законопроект), который предусматривает полную передачу полномочий по осуществлению всех видов государственного контроля (кроме пограничного) в пунктах пропуска через государственную границу РФ (далее - пункт пропуска) таможенным органам. Законопроект разработан с целью сокращения количества государственных органов на границе при сохранении всех видов контроля, которые имеются сейчас. Для этого планируется внести изменения в целый ряд нормативных правовых актов, среди которых: Законы РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии";
Напомним, что два года назад вступил в силу
Федеральный закон от 28.12.2010 N 394-ФЗ, согласно которому таможенные органы были наделены полномочиями осуществлять полный транспортный контроль в пунктах пропуска вместо Ространснадзора и его органов. Однако в части проведения санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля на границе таможенным органам передали обязанности только по проверке документов на соответствующие товары. По результатам такой проверки таможенные органы могли принимать решения о пропуске товаров на территорию РФ, об их немедленном вывозе или о направлении в специально оборудованные и оснащенные места в специализированных пунктах пропуска для проведения досмотра товаров должностными лицами соответствующих ведомств (Роспотребнадзора, Россельхознадзора).
Законопроект предполагает, что таможенные органы будут проводить полный санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль, а не только проверять документы на товары. Что это может означать на практике, рассмотрим подробнее на примере карантинного фитосанитарного контроля, взяв за основу Правила осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Так, помимо проверки документов на подкарантинную продукцию таможенные органы при необходимости будут проводить осмотр транспортных средств в рамках первичного карантинного фитосанитарного контроля, досмотр данной продукции по всем правилам (визуальное обследование, отбор проб и образцов, их исследование или направление на экспертизу и мн. др.). Кроме того, они должны будут выдавать предписания о возврате продукции за счет собственника при его отказе от ее обеззараживания или уничтожения, а также совершать другие действия, в том числе по составлению актов и соблюдению прочих формальностей.
Таким образом, если законопроект будет принят и соответствующий закон вступит в силу, то в пунктах пропуска существенно сократится число контролирующих органов, что должно положительным образом сказаться на времени прохождения таможенных формальностей и, как следствие, уменьшить издержки компаний в связи с простоем груза в пунктах пропуска. Ведомства, сейчас осуществляющие санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль в пунктах пропуска, будут заниматься этим на остальной территории РФ.
В связи с тем что реализация положений, предлагаемых законопроектом, требует значительных временных затрат, вступление соответствующего закона в силу планируется по истечении 360 дней после дня его опубликования.
С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте ФТС России.