Представительства федеральных операторов в Сибири готовы заняться регулированием агентского рынка

26 июня в новосибирском отеле DoubleTree by Hilton состоялось совещание руководителей туроператорских компаний и турагентств города, участники которого обсудили вопросы регулирования агентского рынка.

Итогом встречи, по замыслу организаторов, должен стать пакет предложений к депутатам Государственной Думы РФ, которые намерены на осенней сессии внести ряд поправок в отраслевой закон.

Вопрос о необходимости такой работы был поднят ещё в апреле во время форума Visit Altai, в рамках которого Ассоциация туроператоров России (АТОР) провела круглый стол общественных туристских объединений Сибирского Федерального округа (СФО). Тогда представители турбизнеса определили две угрозы, которые дестабилизируют рынок Сибири – это агентские скидки и рост числа преднамеренных мошенничеств, и поделились своим видением решения данной проблемы. Июньская встреча, организованная Новосибирской ассоциацией туристических организаций (НАТО), по сути, стала продолжением этого разговора.

Некорректная работа отдельных представителей агентского бизнеса: необоснованные скидки, серые схемы и откровенное нарушение законодательства, причём не только отраслевого, - давно является главной темой профессиональных встреч. Не обошлось без жарких споров и эмоциональных речей и на этот раз. Однако участниками совещания был озвучен и ряд конструктивных предложений. Большинство из собравшихся сошлись во мнении, что не стоит питать иллюзий по поводу возвращения лицензирования туристской деятельности. Также, несмотря на имеющийся в регионе опыт создания туристского СРО, не перспективным организаторам совещания представляется введение в туристской отрасли механизмов саморегулирования, по крайней мере, вплоть до принятия федеральным правительством нормативных актов, регламентирующих создание туристских саморегулируемых организаций.

В качестве возможных вариантов государственного регулирования агентского рынка назывались введение депозитов или банковских гарантий для турагентов, а также установление образовательных и квалификационных барьеров для руководителей компаний, входящих на рынок. Для сведения озвученных предложений в единый документ участниками совещания было принято решение о создании рабочей группы, в работе которой могут принять участие все желающие.

 По словам спикера мероприятия Дмитрия Микитченко, председателя правления НАТО, в случае согласования позиций к регулированию агентского рынка входящие в НАТО туроператоры могут приступить уже в предстоящем зимнем сезоне. Один из инструментов, позволяющих туроператорам уже сегодня контролировать ситуацию и влиять на неё, являются внутренние корпоративные рассылки. Банкротство турагентств, по мнению эксперта, не является одномоментным процессом и часто не становится сюрпризом для участников рынка. «Сначала турагентство раздаёт скидки, потом залазит в долги, задерживает выплаты, начинает писать гарантийные письма, - раскрыл механизм банкротства Дмитрий Микитченко. - НАТО делает рассылку членам ассоциации и сообщает о таких компаниях». Одним из примеров результативности такой практики руководитель ассоциации назвал недавнюю ситуацию с банкротством туристского агентства «Амиго», которое было своевременно отключено операторами от систем бронирования.

В то же время Галина Машухова, член комитета НАТО по информационной политике и связям со СМИ, посетовала, что открыто передаваться, в том числе предоставляться СМИ, эта информация не может, так как ведение «чёрных списков» противоречит антимонопольному законодательству. Тем не менее, для многих туроператоров подобная информация служит сигналом для прекращения работы с проблемным агентством, поскольку даже санкции за нарушение законодательства для них кажутся менее болезненными, чем возможность банкротства партнёра.

Кроме того, туроператорам необходимо принять меры для защиты участников рынка от агентств, изначально ориентированных на мошеннические схемы или ставших на данный путь по воле обстоятельств. По мнению Ольги Тимохиной, директора Бюро путешествий «Гран-Тур», клиенту необходимо предложить внятную систему оповещения туристов об оплате тура агентством, поскольку зачастую он не имеет доступа к этой информации и оказывается не защищённым перед незаконными схемами. Вопросы технической реализации предложения вызвали оживлённую дискуссию, поскольку на определённой стадии она вступает в противоречие с требованиями законодательства об охране персональных данных. А отказ от привязки к ним делает систему уязвимой перед действиями мошенников.

 Помимо «чёрных схем» работы в туризме, уверены участники совещания, необходимо бороться и с «серыми». «Как только все начнут платить налоги, рынок очистится», - считает Виктор Данн, директор компании «Олимпия-Райзен-Сибирь». Турфирма, которая платит налоги и работает «в белую», просто не сможет давать туристам 10% скидки. Свою лепту в данном вопросе могут внести и туроператоры, если запретят оплачивать туры через терминалы, полагают эксперты.

Отдельный блок дебатов был посвящён формированию имиджа отрасли. Наталья Куцевол, председатель правления РОСТ Сибири, отметила, что порой эксперты от туризма позволяют себе давать журналистам комментарии, которые ещё больше усугубляют ситуацию: туристы делают выводы о бесполезности работы агентств или, что ещё хуже, начинают думать, что в турфирмах работают одни мошенники. Негативный имидж турбизнеса, и, как следствие, снижение уровня доверия потребителей к работе агентств, по мнению Дмитрия Микитченко, неизбежно приведёт к росту числа самостоятельных туристов. Пока эта тенденция актуальна в отношении Европы, где хорошо развиты системы онлайн-бронирования. Сегодня любой пользователь сети без труда может купить билеты и забронировать отель, трансфер, экскурсию в любой европейской стране. Однако ситуация меняется и на азиатском рынке. Если ещё несколько лет назад, к примеру, Китай работал только с туроператорами, то сегодня туристы могут и здесь бронировать отели самостоятельно, отметил спикер собрания. Со временем азиатские страны будут развивать эти сервисы, уверен Дмитрий Микитченко, и если не заниматься информационной политикой, турбизнес может потерять значительную часть клиентов, которые уйдут в самостоятельное плавание.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Апрель 5, 2024 - 05:54

Эксперты компании  лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика ИТ-решений для отрасли, проанализировали бронирования представителей бизнеса и выяснили, как изменился спрос на командировки по России в I квартале 2024, какие индустрии отправляли своих сотрудников в деловые поездки и в какие города.

 

Март 17, 2024 - 17:07

Платформа для планирования путешествий Wildberries Travel планирует запустить продажу туристических услуг в сотрудничестве с Российским союзом туриндустрии.

 

Февраль 22, 2024 - 04:26

Туроператорам, которые продают горящие туры, предложили дать право оформлять электронные путевки позже, чем предусмотрено законом о туризме сейчас.

 

Январь 31, 2024 - 09:11

Уровень цифровизации туристической отрасли в России, который обеспечивается не только на федеральных, но и на региональных интернет-площадках, можно оценивать как достаточно высокий.