19 сентября в ЦВЗ «Манеж» – премьера музейно-театрального проекта «Хранить вечно». Он посвящен 100-летию создания музеев в бывших пригородных императорских резиденциях – Гатчине, Павловске, Петергофе и Царском Селе. Проект продлится до 8 октября. «Хранить вечно» – биография четырех пригородных музеев, рассказанная языком современного театра.
После октябрьского переворота началась национализация царского имущества, среди которого особое значение имели петербургские императорские дворцы и загородные резиденции, построенные лучшими зодчими своего времени и наполненные уникальными художественными коллекциями. Преобразование дворцов в музеи стало важнейшим проектом молодого Советского государства, реализованным на рубеже эпох и культур.
Столетний путь всех четырех музеев-заповедников, во многом схожий, во многом ярко индивидуальный, вобрал в себя перипетии сложного и бурного ХХ столетия. За прошедший век тысячи людей вложили — и продолжают вкладывать — силы, знания и душу в развитие пригородных резиденций.
Инициаторами проекта выступили руководители четырех музеев-заповедников: Василий Панкратов (ГМЗ «Гатчина»), Вера Дементьева (ГМЗ «Павловск»), Елена Кальницкая (ГМЗ «Петергоф»), Ольга Таратынова (ГМЗ «Царское Село»).
Их намерение совместно рассказать жителям и гостям города музейную историю пригородов поддержали почетные граждане Санкт-Петербурга Даниил Гранин (1919-2017) и Михаил Пиотровский. Заинтересованное участие в реализации проекта приняли губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и председатель Комитета по культуре Константин Сухенко.
Для реализации поставленной задачи руководители музеев-заповедников обратились к петербургскому режиссёру – художественному руководителю Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова Андрею Могучему, пригласив его «переплавить» собранные и систематизированные научными коллективами музеев исторические факты в художественные образы. Художником-постановщиком выступила Вера Мартынов, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» и Государственной премии в области современного искусства «Инновация». Музыку к спектаклю-выставке написал петербургский композитор Владимир Раннев. Голосом проекта стала Алиса Фрейндлих.
Так родился во многом экспериментальный музейно-театральный проект «Хранить вечно» – авторское произведение на документальной основе. Андрей Могучий и его творческая команда создали спектакль, в котором ожили страницы трагического и триумфального столетнего пути музеев-заповедников «Гатчина», «Павловск», «Петергоф» и «Царское Село».
Театральные декорации сформировали исторические пространства разных периодов: из бывших царских резиденций зритель попадает в советский парк культуры, становится участником масштабной эвакуации коллекций начала войны, вместе с ними проходит долгий путь к победе. Доминантой экспозиции становятся триумфальное возрождение дворцов из пепла и их дальнейший путь в современность.
Важнейшую часть экспозиции составили более 200 подлинных музейных предметов и архивных фотографий из фондов четырех музеев-заповедников. Из царскосельской коллекции представлены 37 предметов (в том числе изделия из бронзы, фарфора, кукольный театр «Гиньоль»); 12 фрагментов (в том числе фигура ангела над царскими вратами церкви Екатерининского дворца), фотоматериалы. В повествовании органично сочетаются свет, звук, мультимедиа, создавая в итоге экспериментальное инновационное произведение, включающее в себя разнообразные принципы воздействия на зрителя.
Научную основу проекта «Хранить вечно» обеспечили сотрудники музеев-заповедников. Соорганизатором и продюсером проекта выступила компания «Культура потребления».
Фото tzar.ru