Уже на следующий день после падения метеорита некоторым челябинским туроператорам стали поступать электронные письма от зарубежных партнеров и клиентов.
Удостоверившись, что катастрофических последствий у чрезвычайного происшествия нет, многие выражали мнение, что событие знаковое, и этот шанс необходимо использовать: пиар региона получился по-настоящему грандиозным. Планированием тура к месту падения метеорита уже сейчас готова заняться компания «Екатеринбургский центр гидов». Ее директор Константин Брыляков уверен, что реакция потенциальных туристов не заставит себя ждать: «Наши зарубежные партнеры в один голос говорят, что событие такого масштаба не может не привлечь туристов, в том числе из разных стран. Мы стали свидетелями очень редкого явления. Людей, которые проявят к нему и научный, и любительский интерес в мире, поверьте, немало. Сегодня все чаще поводом для путешествий становится специальный интерес, определенная тема: кому-то нравится наблюдать за птицами, кому-то – изучать минералы, кого-то интересует фольклор, есть приверженцы гастрономических туров и т.п. И падение метеорита, несомненно, уже привлекло внимание к Уралу тех, кто интересуются этой темой».
По мнению Константина Брылякова, было бы логично разработать маршрут, например, от Екатеринбурга до Челябинска, включив в него посещение озера Чебаркуль, куда упал метеорит, а также наиболее интересные города Челябинской области – Златоуст, Миасс и другие, где туристы смогут посетить местные музеи и полюбоваться красивыми ландшафтами. «Уверен, что кто-то из наших иностранных клиентов, планировавших на это лето поездку на Урал, захочет поехать в такой тур, а возможно кто-то соберется приехать именно после сообщений о метеорите». Озеро Чебаркуль расположено в Челябинской области, на восточном склоне Южного Урала. Это не только источник воды для одноименного города на восточном берегу, но и популярная среди местных жителей курортная зона. Здесь красивые места. Кстати, слово «чебаркуль» в переводе с тюркского означает «красивое, пестрое озеро».
По берегам расположены турбазы, дома отдыха и санатории – отдохнуть есть где. Но не все верят, что метеорит привлечет новые турпотоки. «Какое-то количество экстремалов, возможно, захочет приехать, но им быстро станет понятно, что смотреть особо нечего, – уверен председатель совета директоров челябинской туристической компании «Сусанин» Анатолий Гуревич. – Конечно, сложно прогнозировать реакцию внешнего потребителя, находясь в Челябинске, но мне кажется, что метеорит – это не повод для массового притока туристов в регион». Директор челябинской компании «Тургид» Виктор Михальчук разделяет эту точку зрения: «О нашей области есть много негативной информации. Все, например, знают, что это ядерная помойка, а теперь сюда еще и метеорит упал. Невозможно быстро реабилитироваться в глазах иностранцев, поэтому я не вижу смысла делать на это ставку. Если у нас и есть что посмотреть, то это Аркаим – одно из древнейших поселений первобытных людей, объект, сравнимый по значимости с египетскими пирамидами. Эта тема, на мой взгляд, гораздо перспективнее метеорита».
А вот директор «Центра развития туризма Свердловской области» Эльмира Туканова убеждена, что из происшествия надо вытягивать максимум позитива. «Челябинской области причинен немалый ущерб, пострадали люди, но, к счастью, никто не погиб. Яркую вспышку в небе видели жители нескольких уральских регионов, в том числе и Екатеринбурга. К нам сейчас приковано пристальное общественное внимание. В любом случае, падение метеорита останется важным историческим событием не только в истории Челябинской области, но и всей страны. На этой волне может увеличиться интерес к Уралу, что повлечет за собой и рост потока туристов». По мнению Эльмиры Тукановой, интерес к падению метеорита может повлиять на развитие делового и научного туризма.
«Сейчас уже выходит много публикаций, теле– и радиопередач об этом явлении. Возможно, будут запланированы научные мероприятия, а к лету, думаю, появится и поток любителей приключений, которые захотят найти на Урале осколки упавшего метеорита, – рассуждает Эльмира Туканова. – Думаю, это событие можно использовать и при формировании единого бренда «Большого Урала», созданием которого мы сейчас занимаемся. Я готовлю презентацию для выставки ITB в Берлине, и, думаю, было бы неправильно не упомянуть в ней о «космическом пришельце». Не в каждый регион прибывают «гости» из космоса». Турбизнес некоторых российских регионов уже имеет опыт общения с событиями «космического масштаба». В Красноярском крае, к примеру, операторы могут организовать индивидуальные и, к тому же, довольно дорогие туры в эвенкийскую тайгу – к месту падения Тунгусского метеорита. А Алтайский край в 2008 году пережил настоящий туристический бум по поводу полного солнечного затмения: по словам местных операторов, тогда был установлен рекорд по приему иностранных туристов, побить который удастся нескоро.