В рамках завершившейся в минувшую пятницу программы кэшбэка за туры по России было продано туров и услуг размещения, по предварительным данным, на 1,4 млрд рублей. Об этом сообщила журналистам в Казани глава Ростуризма Зарина Догузова.
Напомним, к утру 25 августа, то есть за четыре дня действия акции, этот показатель составлял более 500 млн рублей, то есть в среднем продавалось на 125 млн в день. 27 августа г-жа Догузова сообщала о продажах в общей сложности на 900 млн рублей. Получается, что темп реализации увеличился: за 25, 26 и частично 27 августа в рамках акции реализовано услуг еще на 400 млн рублей, то есть примерно на 160 млн в день. А за последние сутки действия программы было куплено туров на 500 млн рублей, то есть столько же, сколько за первые четыре дня.
Не исключено, что продажи росли бы и дальше, если бы программа была продлена. А пока освоить выделенные акционерному обществу «Национальная система платежных карт» субсидии на стимулирование доступных внутренних турпоездок 15 млрд не удалось – для этого надо было за неделю продать туров на 75 млрд рублей.
Тем не менее турбизнес вдохновлен самим фактом появления такой программы – прежде невиданной для российского рынка. Правда, мы и пандемию не могли себе представить, и то, с какой легкостью, оказывается, можно закрыть весь мир. И именно потому, что весь мир закрыт, программа стала очень своевременной. Так или иначе, при всех оговорках, категорической нехватке времени на подготовку к акции, несовершенстве контента на портале мирпутешествий.ру и его технических недоработках, недостаточности рекламы для продвижения проекта, акция состоялась, пусть даже в качестве пробного шара.
Туристический и гостиничный бизнес подводит свои итоги программы кэшбэка. Мы обязательно расскажем об этом подробнее, а пока приведем отдельные цифры.
В Санкт-Петербурге туристы забронировали размещение в гостиницах на 8 млн рублей. Как сообщил Ростуризм, по предварительным данным, предоставленным технологическим партнером акции системой онлайн-бронирования TravelLinе, город вошел в число лидеров по количеству бронирований на официальных сайтах гостиниц. Средний чек составил 42 тыс. рублей, а средняя продолжительность пребывания – 7 ночей.
Туроператор «Алеан» 21-28 августа 2020 года зафиксировал рост спроса на туры по России на 73% по сравнению с тем же периодом 2019-го. На путевки с кэшбэком пришлось порядка 10% всего объема продаж за прошедшую неделю. Средний чек – 50 тыс. рублей. Тройка лидеров определилась на старте акции и не менялась на протяжении всей недели: Краснодарский край (Сочи, Анапа) – 36%, Кавказские Минеральные Воды – 27%, Крым –15%. На четвертом месте – туры в региональные санатории, включая Калининградскую, Ярославскую, Ивановскую, Ульяновскую, Ленинградскую, Самарскую области, Татарстан, их выбрали 9% клиентов. Также в топ-5 неожиданно оказались немассовые направления – Башкирия, Тюменская и Челябинская области, на их долю пришлось 7% продаж. 5% у алтайского курорта Белокуриха. 80% всех бронирований во время акции пришлось на октябрь.
«Сейчас, на волне востребованности отдыха внутри страны, подобный проект можно было бы сделать регулярным и более длительным по времени, – говорит коммерческий директор «Алеан» Оксана Булах. – Это позволит делать путешествия круглогодичными, стимулировать спрос в низкий сезон, продвигать новые маршруты и направления, отдельные виды туризма, которые требуют особого внимания и поддержки».
С этим мнением согласны многие участники программы. И в этом контексте всех интересует судьба оставшихся денег – вернутся ли они в бюджет или их зарезервируют для продолжения проекта.
Мы уже приводили мнение руководителя комиссии РСПП по туристской индустрии Сергея Шпилько о том, что программу надо продолжать, а неосвоенный кэшбэк перенести на следующий год. С совместной просьбой о повторении акции к премьер-министру Михаилу Мишустину обратились руководители Российского союза туриндустрии, Ассоциации туроператоров России, Российской гостиничной ассоциации, комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма, комиссии РСПП по туристской индустрии.
«Эта новая для России форма стимулирования спроса на путешествия по стране оказалась исключительно актуальной в условиях кризиса и снижения реально располагаемых доходов населения. Более того, программа кэшбэка поможет решить одну из ключевых проблем отечественного туристического рынка – расширить границы высокого сезона», – говорится в письме.
По мнению авторов обращения, если акция будет повторена в ближайшее время, а затем перейдет в режим нон стоп продаж на той же электронной площадке, включая реализацию туров на следующий год, это позволит не только повысить загрузку российских курортов и гостиниц в очень трудный для них период, сохранить рабочие места, повысить налоговые поступления, а также создать по-настоящему эффективный механизм поддержки потребителей. Но для этого необходимо активнее подключать к продвижению программы, в частности, государственные информационные телеканалы.
А кроме того, добавим, надо проанализировать пожелания и рекомендации туроператоров по поводу подготовки программы и ее итоги. Тем более что среди них немало весьма конструктивных и аргументированных. Вот, например, что предлагает для оптимизации проекта генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.
1. Не ограничивать участие в программе только классифицированных гостиниц, добавив санатории, объекты размещения с медицинской лицензией. Межсезонье – идеальное время для укрепления здоровья.
2. Отменить требование к туроператорам продавать в рамках акции только турпакетыв, предоставив им возможность предлагать также и отдельные туруслуги. По данным компании «Дельфин», 62% клиентов едут в Крым на своих автомобилях, а в Подмосковье вообще 100%, им турпакет с перевозкой не нужен. Кроме того, более 80% объектов размещения в России не могут технологически участвовать в акции, однако продажи через туроператоров позволяют этим отелям получить своих туристов в рамках программы кэшбэка.
3. Продлить сроки действия акции до 1 марта 2021 г. По статистике, покупка путешествия нередко происходит за 1,5-2 месяца до заезда. Сроки и условия программы кэшбэка были объявлены за две недели до ее начала, что затруднило выбор потребителей. Кроме того, на принятие решения о поездках негативно влияет неопределенность ситуации с коронавирусом.
4. Сроки поездок не ограничивать 20 декабря 2020 года, а продлить до 31 марта 2021 г., включая новогодний период. Январь-март, особенно февраль – период минимального количества поездок по стране, кэшбэк мог бы стимулировать спрос.
5. Отменить технологические ограничения одна карта – один платеж – одна поездка, предоставив туристам возможность оплачивать в рамках акции любое количество поездок.
Фото: Globuspskov.ru