Летний сезон в Прибалтике отмечен проблемами с отелями при небольшом росте российского турпотока и активным развитием событийного туризма. Эксперты отмечают, что в лидерах по продажам традиционно оказывается Юрмала, не в последнюю очередь за счет «Новой волны».
Впрочем, «событийный» элемент с успехом используют и столицы всех трех прибалтийских государств – Эстонии, Литвы и Латвии. При этом возможности прибалтийского направления достаточны, чтоб позволить спокойный вход на рынок туроператорам-новичкам, а турбизнесу «справиться» с активно растущим самостоятельным турпотоком.
«По запросам лидируют Юрмала и Паланга, а число туристов несколько подросло по сравнению с прошлым годом. Но точные цифры сейчас назвать сложно, хотя прирост и очевиден», - прокомментировала корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Татьяна Белоусова, ведущий менеджер по Прибалтике туроператора «Кандагар-Тур». На втором месте, по оценкам эксперта, лечебный туризм – в частности, пансионаты Друскининкая. Причем можно отметить интересную тенденцию – в Прибалтику «возвращается» знакомый с ней контингент – туристы пенсионного возраста или около того. В итоге на глазах меняется возрастной состав туристов. «Если раньше преобладала молодежь и люди допенсионного возраста, то сейчас много туристов, кому «за 50», - отметила Татьяна Белоусова.
Примерно те же тенденции демонстрирует и статистика других игроков прибалтийского направления. «Сезон в целом идет неплохо, по продажам лидируют Юрмала и Друскининкай, а так же экскурсионные программы. Но спрос остаётся примерно на уровне прошлого лета», - отметила Ирина Медведева, руководитель направления туроператора «Ванд Интернешнл Тур». Причем фактически прирост турпотока есть, что заметно по загрузке отелей и перевозки. Однако часть этого турпотока идет мимо туроператоров. «Парадокс в том, что свободных мест в отелях стало меньше, но одновременно у туроператоров стало меньше и запросов от туристов. Но всё объясняется просто: сказывается наличие визовых центров, через которые туристы могут оформить визу самостоятельно. Например, Литва открыла свои визовые центры в 14 города России – и мы сразу почувствовали это изменение», - отметила Ирина Медведева. Тем не менее, масштабы турпотока позволяют выйти на направление и новым игрокам – причём весьма успешно. «Статистику пока привести не можем, поскольку на прибалтийском направлении работаем первый год, однако сезон в целом хороший, заявки поступают исправно, Прибалтика в маржинальном плане себя вполне оправдывает», - отметил Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин».
«На местах» отмечают ещё два тренда, делающих прибалтийскую «тройку» привлекательной, причем не только для российского туриста. «Наши туристы в основном используют Эстонию либо как стартовую площадку, отправляясь в Европу, либо как доступное место интересного событийного туризма. Ведь фактически каждую неделю в Таллине проходит какой-нибудь фестиваль, например, недавно проходили дни Старого города, Фестиваль пива», - прокомментировал Олег Агарков, управляющий директор эстонской туркомпании «Aksa». Эксперт отметил, что подобные мероприятия привлекают и иностранный турпоток, в первую очередь из Германии и Англии. Интерес туристов можно косвенным образом оценить и по загрузке отелей: «Отели по загруженности до отметки в 100% не дотягивают, но по выходным заполнены полностью, а вот в середине недели, как правило, места свободные есть», - сообщил Олег Агарков.
К событийным мероприятиям можно причислить и «Новую волну» в Юрмале: эксперты по направлению единодушны, что продается мероприятие хорошо. Правда не обходится без традиционных «стопов» со стороны местных отелей. «На период «Новой волны» достать места в отелях Юрмалы практически невозможно, туристов приходится селить в отели Риги, Лиепаи и других относительно недалёких городов», - сообщила Татьяна Белоусова. Впрочем, сложности с загрузкой отелей встречаются и не в «событийный» период.
В целом прогнозы на сезон, несмотря на переменчивую балтийскую погоду – а там периодически температура опускается ниже +20°C, у экспертов хорошие. Глубина продаж также приличная. «На настоящий момент глубина продаж у нас достигает сентября, запрашивают опять же Друскининкай и Юрмалу, на этот раз как лечебные туры», - сообщила Ирина Медведева.