Пассажирский порт Петербурга «Морской фасад» впервые за свою историю вышел на прибыль.
Это можно было бы считать главным результатом года для порта. Но в 2015-м произошло и другое событие: глава правительства России подписал распоряжение об изменении классификации пункта пропуска через государственную границу в порту – он становится грузо-пассажирским. Принимать паромы с колесной техникой и ролл-трейлерами «Морской фасад» начнет в 2017 году.
Распоряжение председателя правительства кардинальным образом меняет транспортную и даже топонимическую ситуацию на Васильевском острове. Площадь Морской Славы в Гавани (чаще ее называют просто Морской площадью) вскоре лишится главной своей функциональной достопримечательности – Морского вокзала.
– Процесс изменения классификации пункта пропуска весьма длителен. Кроме подготовки документов и получения согласований разрабатывается проект его реконструкции, переоборудования и дооснащения, – сообщил руководитель АО «Пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад» Серик Жусупов. – Цель изменения классификации пункта пропуска – возможность принимать грузо-пассажирские паромы, которые сейчас швартуются у морально и технически устаревшего Морского вокзала. Это в значительной степени снимет нагрузку на дорожную сеть Васильевского острова. Напомню, что в третьем квартале 2016 года войдет в строй Центральный участок ЗСД, который будет иметь съезд и к нашему порту.
О переносе швартовок грузо-пассажирских паромов к причалам нового порта говорили давно, но реально это можно сделать только после сдачи в эксплуатацию ЗСД на всем его протяжении – чтобы сразу выводить доставленные грузы на эту автотрассу. Будущее комплекса Морского вокзала пока не определено, и в этом плане у его владельцев диаметрально противоположные интересы с пассажирским портом. Как использовать причалы и сам вокзал – большой вопрос.
Зато «Морской фасад» от такой швартовой рокировки, без сомнения, выиграет. Он станет круглогодичным портом. Сейчас же более полугода причалы здесь пустынны. К примеру, в 2015 году первое круизное судно пришвартовалось 2 мая, а 19 октября пассажирская навигация уже завершилась, то есть порт работал лишь 5,5 месяца. Тем не менее впервые с 2008 года, когда «Морской фасад» принял первый круизный лайнер, работа предприятия стала прибыльной. По очевидным причинам.
– Объем услуг порта растет, и общий пассажиропоток, хоть ненамного – на один процент, но увеличился. Однако мы не скрываем, что на чистую прибыль вышли в первую очередь потому, что стоимость услуг порта была привязана к валютному исчислению. В результате кроме налогов в этом году перечислим в бюджет города 25 миллионов рублей в виде дивидендов, – пояснил руководитель порта.
За время навигации 2015 года через пассажирский порт в Петербург прибыли 491 тысяча 822 пассажира. Примерно столько же или, может быть, вновь на 1 – 2% больше планируется принять в будущем году. Это неплохой показатель, поскольку маршруты и заходы круизных судов планируются на 2 – 3 года вперед. Сейчас, например, формируется программа 2018 года, а на будущий год она уже жестко сверстана. Более заметный рост пассажиропотока можно ожидать на причалах «Морского фасада» с 2017 года, когда здесь будут швартоваться хорошо известные петербуржцам паромы «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия».
Как видим, несмотря на не слишком благоприятную внешнеполитическую ситуацию, Петербург морских визитеров не теряет. На уровне прошлого года и общее число иностранных туристов, посетивших город.
– Хотя год не закончился, туристический сезон в Петербурге уже можно считать успешным, – заявила глава комитета по развитию туризма Инна Шалыто. – На днях встречалась с представителями гостиниц среднего и высокого ценового сегмента, у многих до сих пор полная загрузка. Сокращения числа иностранных туристов не произошло, а количество россиян, навестивших Петербург, выросло более чем на 20 процентов. Ожидаем, что в этом году выйдем на цифры 6,5 – 6,7 миллиона принятых туристов, до сих пор максимальное число было 6,3 миллиона.
А вот состав иностранного туристического легиона несколько поменялся. В последние два года к нам стало меньше приезжать американцев и канадцев. Зато растет интерес со стороны корейцев и даже австралийцев. Резко выросло число иранских туристов. Однако сокращение англоязычных путешественников в первую очередь компенсирует туристический поток из Поднебесной.
– В первом полугодии 2015-го число туристов из Китая увеличилось в 2,5 раза, – отметила Инна Шалыто.
Кстати, еще одна задача, которая ставится перед пассажирским портом на ближайшие годы, – стать стартовым пунктом морских круизов. Чтобы путешественники у нас садились на лайнер и сюда же возвращались. При решении этой задачи без китайцев – одной из самых путешествующих ныне наций в мире – Петербургу не обойтись.