Такова самая главная новость только что открывшегося здесь туристического сезона. И все благодаря тому, что у крепости Орешек начал функционировать новый причал. График захода теплоходов уже расписан до конца лета, первый должен прибыть 29 мая.
У туристов-круизников будет три часа на посещение острова, и музей готовит для них интерактивные программы с участием «русских ратников», «скандинавских викингов», «петровских лейб-гвардейцев».
Кстати, рядом с большим причалом сделали еще один, плавучий, где могут пристать яхты, катера и лодки. Место для стоянки можно забронировать через специальное мобильное приложение в Интернете.
- Прежде у нас возникали трения с лодочниками, причем даже с теми, которые имели лицензию на перевозку пассажиров. По правилам безопасности, к обычному причалу они не могли подходить. Теперь этот вопрос решен, причем в пользу лодочников, - поясняет Сергей Орлов, заведующий музеем в крепости Орешек (он является филиалом Музея истории Санкт-Петербурга).
С материка до острова курсируют два теплохода: один - от Шлиссельбурга, другой - с противоположного берега Невы от поселка имени Морозова. И тот, и другой берут с каждого пассажира по триста рублей в оба конца. С льготников и детей - меньше. Входной билет в музей - 250 рублей. Прогулка по «ладожскому променаду», проложенному по крепостным стенам (а она того стоит), обойдется еще в 100 рублей. Итого взрослый посетитель, не имеющий льгот, за визит в Орешек по полной программе заплатит 650 рублей.
Вероятно, сумма не кажется пугающей, поскольку год от года посетителей становится все больше. Уже давно превзойден рекорд советского времени - 85 тысяч посетителей в год. В позапрошлом году тут побывали 105 тысяч человек, в прошлом - 130 тысяч. В геометрической прогрессии растет число китайских туристов: в позапрошлом году их было 500 человек, в прошлом - 10 тысяч, в этом году ожидают до 40 тысяч. Им здесь явно нравится...
Рассчитывая на увеличение потока гостей, в музее дополнительно обучили экскурсоводов. Бросили клич - пришли около полусотни желающих попробовать себя на этом поприще. Местные школьные учителя охотно идут сюда работать в летний сезон. В этом году им придется изучать новый материал, поскольку музей существенно обновил экспозицию в здании Старой тюрьмы.
- Мы расширили персональный ряд узников крепости. Например, прежде очень мало говорилось о заточенных здесь участниках Севастопольского восстания 1905 года. О многих заключенных, которые содержались в «Русской Бастилии» перед самым крушением самодержавия, информация тоже была довольно отрывочной. Кроме того, экспозиция теперь позволит рассказывать историю системы исполнения наказаний с начала XI века до 1917 года, - рассказывает старший научный сотрудник Юлия Дьякова.
Более того, музей «заговорит». Здесь можно будет услышать воспоминания узников крепости. Например, за участника польской борьбы за независимость Бронислава Шварца, который отсидел в крепости семь лет и в 1893 году даже написал об этом книгу, будет говорить актер Малого драматического театра Артур Козин.
Экспозиция в Старой тюрьме продолжится рассказом о более близком к нам времени - защите Орешка во время Великой Отечественной войны. Интересной деталью станут рисунки 20-летнего бойца Степана Левченко: он запечатлел и лица защитников, и сам облик крепости в то время. В Государевой башне будет развернута выставка, где покажут макеты крепости разного времени. Сейчас они находятся в фондах музея, некоторые на реставрации.
...Возможно, в этом есть изюминка: попасть в крепость и увидеть развалины, практически нетронутые со времен Великой Отечественной войны. Но они тоже не вечны. Стали осыпаться руины Иоанновского собора, превращенного в 1985 году в мемориальный комплекс, посвященный защитникам крепости в годы войны. Теперь пришлось даже вынести из-под руин памятник «Клятва» и поставить его рядом, а сам храм огородить: заходить в него стало опасно.
- В прошлом году городской комитет по культуре выделил нам миллион триста тысяч рублей на обследование собора, в этом году предстоит согласовать проект по его укреплению и консервации, - поясняет Орлов.
До конца года государственную экспертизу пройдет и проект восстановления и музеефикации солдатских «нумерных» казарм, построенных в петровское время. Впоследствии это был первый тюремный корпус, который именовали «зверинцем», поскольку камеры были отгорожены от коридора решетками. Сейчас здание рассыпается буквально на глазах.
- Будут ли восстановленные «нумерные» казармы новоделом? - словно бы отвечая своим оппонентам, размышляет Орлов. - Стоит учесть, что здание Новой тюрьмы во время войны было очень сильно разрушено и в 1960-х годах практически отстроено заново. Стало быть, оно сейчас не совсем подлинное. Но разве это кого-то смущает?..
В руинах со времен войны стоят еще два корпуса - надзирательский и 4-й тюремный, возведенные незадолго перед Первой мировой. В этом году запланировано их обследование и разработка предложений по консервации и реставрации. Восстанавливать все «как было», наверное, нет смысла - лучше приспособить часть помещений под современные музейные пространства.
На осуществление перспективного проекта консервации, реставрации и музеефикации построек на территории острова, разработанного сотрудниками музея, требуется около четырех миллиардов рублей. Сумма, мягко говоря, весьма немалая. В частности, предполагается воссоздать Светличную и Мельничную башни. Предложения отправлены в Министерство культуры. В 2023 году со времени основания крепости исполнится семьсот лет, и сотрудники музея надеются, чтобы хотя бы к этому времени удастся приступить к реставрационным работам.
Впрочем, тут тоже важно не переусердствовать. В руинах, как бы к ним ни относиться, есть очарование подлинности. Именно на их фоне особенно трогательно звучат легенды, которыми охотно делятся экскурсоводы. Одна из них - об отчаянном казаке, которому единственному удалось совершить побег с «острова мертвых». Будто бы он смог вырваться из мрачных стен, бросился в воды Невы, даже сумел доплыть до большого камня у самого берега Шлиссельбурга, но тут тюремный часовой его заметил и застрелил...
Верить в этот рассказ или нет - решайте сами, но с тех пор тот валун зовут «казак-камнем».
Фото: Александр Дроздов