На заседании круглого стола «Проблемные вопросы деятельности антимонопольных органов России и Украины и пути их решения» эксперты конкурентных ведомств обсудили состояние конкуренции на рынках воздушных перевозок Российской Федерации, сообщила в пятницу пресс-служба ФАС России. В ходе заседания замруководителя ведомства Анатолий Голомолзин заявил, что ведомством было проанализировано 65 тысяч тарифов на 3160 маршрутах, по которым осуществляет перевозки 91 авиакомпания. В ходе исследования специалисты установили, что появление на маршруте дополнительной компании снижает тариф в среднем на 28,5%, двух компаний – на 32%, а трех компаний – на 39%. Уход же одной авиакомпании с маршрута может приводить к существенному росту тарифа.
В пресс-службе ФАС отметили, что в сфере аэропортового обслуживания самый низкий уровень тарифов фиксируется в крупных аэропортах с пассажиропотоком более 300 000 пассажиров, самый высокий уровень тарифов - в малых аэропортах (от 1 000 до 10 000 пассажиров ежегодно). Основной статьей расходов авиакомпаний по-прежнему остаются затраты на авиаГСМ и авиатопливообеспечение. Стоимость услуг по заправке топлива и стоимость керосина в крупных и мелких аэропортах различаются примерно в 1,5 раза, пассажирский сбор – в 1,9 раза, аэровокзальный сбор в 2,4 раза.
Кроме того, в пресс-службе ФАС добавили, что основные нарушения на рынке воздушных перевозок в Российской Федерации, которые ежегодно фиксируют специалисты антимонопольной службы – злоупотребление доминирующим положением и согласованные действия.
В 2009-2010 гг. в отношении авиакомпаний, аэропортов, и других организаций, оказывающих аэропортовые услуги, было возбуждено 63 дела. Сегодня для улучшения ситуации на рынке авиаперевозок и аэропортовых услуг ФАС России предлагает комплекс мер. В частности: создание условий, когда аэропорты действуют как бизнес - единицы, ориентированные на увеличение объемов и качества услуг (дифференциация услуг аэропортов); доступ альтернативных операторов услуг в аэропортах и изменение системы государственного тарифного регулирования.
В этом направлении ФАС России уже подготовила законопроект о внесении изменений в закон «О естественных монополиях», который, в том числе, предполагает расширение методов применяемых тарифных решений.