Приморские туроператоры, работающие на китайском направлении, а также гиды-переводчики бьют в колокола.
Вместе с увеличением числа туристов из Поднебесной, посещающих Приморье, растёт и незаконный бизнес. Китайские нелегалы предлагают соотечественникам во Владивостоке транспорт, проживание, питание и экскурсии. С этим ещё можно было бы мириться, если бы речь шла об индивидуальных туристах, однако нелегальный бизнес в Приморье набирает обороты и уже работает с группами, которые прибывают в Россию в рамках Соглашения между КНР и РФ о безвизовом режиме. Эксперты полагают, что исправить ситуацию может аттестация гидов и более активная работа контролирующих органов.
Для того, чтобы принимать тургруппы из Китая, турфирма должна состоять в Едином федеральном реестре туроператоров и в перечне компаний, работающих по Межправосглашению. У неё должны быть заверенные списки туристов, сопровождающий, гид-переводчик, автобус, договор с гостиницей. «Турфирма несёт ответственность за то, чтобы никто из туристов не отстал, чтобы всё соответствовало заявке: число туристов, номер автобуса, номер авиарейса, пункт пропуска», – рассказывает Наталья Калачинская, директор туркомпании «Гавань-Турцентр».
Однако сегодня эти требования нарушаются, граждане КНР всё чаще сами бронируют гостиницы (порой это очень сомнительные места проживания), сами договариваются с водителями автобусов, чтобы те встретили их в пункте пропуска; сами же ищут точки общепита. Процветает незаконный бизнес. Китайские гиды рассказывают о Владивостоке порой весьма сомнительные сведения, к примеру, о том, что строил город Петр I. После такой поездки китайцы возвращаются домой и говорят, что во Владивостоке всё плохо: неинтересно, кормят невкусно, селят в убогие помещения.
Вряд ли россиянам, обосновавшимся в Китае, позволят вести нелегальный бизнес. А пробелы в российском законодательстве дают возможность предприимчивым китайцам зарабатывать на туристском потенциале России. «Когда мы принимаем китайских туристов, мы за всё в ответе. А за что отвечают нелегалы? Начнут проверять, суетиться, когда «грянет гром», когда кто-то потеряется или убежит. Сегодня около 80% компаний, работающих с китайцами, нет в ЕФРТ, в списках Соглашения. Но их это не пугает. А китайцы видят дыру в нашем законодательстве и пользуются этим», - говорит Татьяна Лицкевич, заместитель директора по туризму турцентра «Беркут».
Проблему нелегальных операторов с завидным постоянством обсуждают на разных уровнях. Но Роспотребнадзор проверяет только легально работающие компании. Полиция начнёт проверку, если будет заявление от недовольного туриста. Но вряд ли китайский турист будет жаловаться российским стражам порядка. А вот департамент по туризму и Межведомственная комиссия (МВК) по реализации Соглашения на территории Приморского края могут и должны держать руку на пульсе. «Сегодня в Приморье въезжает большое число китайских тургрупп, которые в большинстве своём принимают нигде не зарегистрированные фирмы, - сообщил STI Евгений Ким, председатель Ассоциации гидов и переводчиков Приморского края. - Состав таких групп, которые возглавляют китайские же сопровождающие, в среднем 20 человек. Въехав на территорию России, сопровождающий начинает выполнять функции гида и переводчика тургруппы. При этом российского гида и переводчика принимающие компании стараются не приглашать во избежание дополнительных расходов. Считаем сложившую ситуацию противоречащей основам российского законодательства и в целом подрывающей авторитет нашей страны в глазах иностранных граждан, в том числе граждан Китая».
Собеседник STI отмечает, что в Приморье нет и никогда не было проблем с нехваткой переводчиков. «Членами нашей организации являются более 100 дипломированных специалистов со знанием китайского языка, с огромным опытом работы в сфере въездного туризма, работающих на постоянной основе. Кроме этого, в нашей базе данных находится большое количество специалистов со знанием китайского языка, работающих сезонно», - продолжает Евгений Ким.
Впрочем, китайские нелегалы вряд ли могли бы вести свою деятельность, если бы не покупали списки у российских туркомпаний. «Необходимо, чтобы орган, координирующий реализацию Соглашения, выступил с предложением созвать МВК или инициировал работу с этими компаниями. Китайцы уже вовсю рулят потоками, базовый пакет у них стоит дешевле, чем себестоимость предложенного нами тура, - подчеркнул Дмитрий Сиволовский, директор «Приморавтотранс-Тур». – Открыто озвучиваются приморские компании, которые продают списки, и китайские компании, которые принимают своих соотечественников в Приморье. Ключ к разрешению этих проблем – система контроля, которую должны осуществлять департамент и пограничные службы».
Есть перечень нарушений, которые могут стать основанием для приостановления деятельности фирмы или исключения из списка компаний, работающих в рамках Соглашения. Это осуществление безвизового группового туризма через неуполномоченные турорганизации КНР, а также неоднократное или грубое нарушение Соглашения, в том числе передача полномочий по формированию, продвижению и реализации туристского продукта сторонним организациям и лицам, не входящим в Соглашение; несоблюдение обеспечения безопасности туризма; формирование стоимости туристского продукта не в соответствии с требованиями действующего законодательства. Ситуацию с исполнением Соглашения мониторит департамент по туризму и результаты озвучивает на МВК, где и принимается решение – будет работать приморская турфирма на китайском направлении или нет. «Это прямая обязанность административных структур - мониторить ситуацию, выявлять нарушения, принимать решения в отношении компаний-нарушителей. Мы же почему-то их уговариваем заниматься этим делом, - сетует Наталья Калачинская. – Более того, несмотря на такую неблагоприятную ситуацию, мы не можем инициировать созыва МВК. Это могут сделать только представители общественных организаций».
Ситуация накалилась, и во все инстанции – в департамент по туризму Приморского края, на имя губернатора Приморского края Владимира Миклушевского и заместителя руководителя Федерального агентства по туризму Николая Королева были направлены письма о сложившейся во Владивостоке ситуации. Письмо, которое подписали восемь туроператоров, Приморский региональный союз туриндустрии и Ассоциация гидов и переводчиков Приморского края, стало предметом обсуждения членами общественного экспертного совета по развитию туризма.
Руководитель ведомства Константин Шестаков считает, что исправить ситуацию и очистить туррынок от нелегалов поможет введение обязательной аттестации, подтверждающей профессионализм экскурсоводов. «Документ, полученный при аттестации, станет своеобразным разрешением на осуществление этого вида деятельности», – подчеркнул он.
Разработкой порядка прохождения аттестации и формированием экспертной комиссии займётся рабочая группа, в которую войдут сотрудники департамента туризма, профильного ОЭС, научного сообщества и крупные туроператоры. «Конечно, добровольная аккредитация – это не выход из сложившейся ситуации, но попробовать можно. Пока нет системы штрафных санкций, органов контроля и надзора, проблему не решить, - считает Арина Молочная, представитель Ассоциации гидов и переводчиков Приморья. – Я бы очень хотела быть включённой в состав рабочей группы, чтобы иметь возможность заниматься проработкой механизма аккредитации, объединить идеи турбизнеса и переводчиков. И если будет четко прописан механизм контроля, тогда идея будет жизнеспособна».
Наталья Калачинская не разделяет оптимизма по поводу добровольной аккредитации: «У гидов-переводчиков свои проблемы – китайцы перестали пользоваться их услугами. У турбизнеса свои – продажа списков третьим лицам. Но краевые структуры не готовы обсуждать эту тему. Если так и дальше будет продолжаться, то никакого разрешения проблемы даже с этой аккредитацией не достигнем. Допустим, что аккредитация будет подразумевать наличие какого-то жетона, бейджа, «корочки». Учитывая «добровольность» и отсутствие законодательных моментов, всегда найдутся умельцы, которые нарисуют, отпечатают и подделают этот знак. Необходимо принимать меры сейчас – мы называем компании, которые продают списки, а на эти заявления не реагируют. И что даст тогда добровольная аккредитация?»