До Чемпионата мира по футболу-2018 осталось три месяца, но не у всех представителей индустрии гостеприимства есть уверенность в готовности городов принимать болельщиков. Кроме того, не утихают споры – принесет ли чемпионат ощутимую пользу стране в целом и туризму в частности.
Дискутировали об этом и на прошедшей в Москве конференции «Туризм в России: шансы и вызовы ЧМ-2018», организованной газетой «Ведомости».
В числе проблемных вопросов спикеры называли организацию и логистику перевозки болельщиков, количество и языковую подготовку гидов, стоимость проживания в отелях и транспортные тарифы.
Из регионов более-менее спокойно чувствует себя Татарстан, где массовый прием спортсменов и болельщиков «обкатывают» еще с Универсиады-2013. Председатель госкомитета по туризму республики Сергей Иванов призвал сфокусироваться на моментах, с которыми турист предположительно сталкивается каждый день, упомянув и трудности с английским: «Уровень знания языка за пределами обеих столиц оставляет желать лучшего. Фразы I don`t speak English явно недостаточно». Это касается и табличек в музеях, и навигации на улицах, объявлений на вокзалах. Делясь опытом проведения Универсиады, г-н Иванов напомнил о простом, но действенном методе: «Мы разработали разговорники, где ключевые английские фразы написаны русскими буквами, а русские – латиницей. Они оказались чрезвычайно востребованы среди силовиков, медиков, продавцов и т.д. По крайней мере, это помогало им объясниться с иностранными гостями». Порекомендовал спикер не игнорировать и технические новинки вроде Яндекс.Переводчика, который, будучи установленным на смартфон, довольно прилично переводит устную речь. Перед каждым крупным соревнованием Татарстан проводит тренинги и ролевые игры. «Тренируйте персонал, чтобы при виде иностранца они не бросались врассыпную», – порекомендовал Сергей Иванов.
Президент РСТ Сергей Шпилько считает, что сдвиги в решении этой проблемы есть: «Еще пару лет назад невозможно было представить, что в столичном метрополитене кассиры будут владеть английским, а ведь это реалии сегодняшнего дня!». Впрочем, он согласен, что вопросов здесь еще немало. И тут важно определиться, на какие рынки делать ставку. «Китай, Иран, China Friendly, Halal Friendly – это все хорошо. Но надо решать проблему и с редкими языками вроде венгерского, и не только в контексте гидов-переводчиков, но и для авиации, банковского бизнеса, думать об ускоренной языковой подготовке специалистов в других отраслях», – отметил г-н Шпилько.
Много споров вызвали требования к работе гостиниц. «Если fan id (паспорт болельщика) действителен с 1 июня и еще две недели после окончания соревнований, то почему отели должны держать установленные властями цены на номера еще месяц после последнего матча?», – спросил вице-президент ФРиО Вадим Прасов.
К самим отелям, впрочем, тоже есть претензии. Туроператоры жалуются, что в связи с чемпионатом гостиницы выставляют требования выкупать ночи на фиксированный минимальный период. Эту тему поднял руководитель компании «Свой ТС» Сергей Войтович: «Из опыта нашего взаимодействия антирекорд – минимум 32 ночи, которые нам было предложено оплатить. И это никак и никем не регулируется! Какой смысл при таком раскладе отслеживать, чтобы цены не превышали допустимые? Зачем болельщику сборной Швеции брать пять ночей в Екатеринбурге, если он приезжает всего на вечер?».
У вице-президента по операционной деятельности в России и СНГ Interstate Hotels&Resorts Константина Горяинова свои резоны на этот счет: «Не будем забывать, что гостиница – это бизнес, и он должен приносить прибыль. В период чемпионата ожидается от одного до двух миллионов гостей. Но не сбрасывайте со счетов статистику по туристам, которые в этот же период не приедут в Россию! Загрузка с мая по сентябрь в Москве традиционно высока, в 2017 году она была около 90%. А в этом году привычный бизнес в город вернется только после 15 июля». Что касается установленных расценок на номера, то г-н Горяинов не считает их низкими, заработать отели смогут. «А по поводу минимальной продолжительности проживания – кто сумел договориться с партнерами и продал номера на месяц вперед, те – молодцы, блестящая работа! А кто этого не сделал, будут реализовывать свободные комнаты в розницу, в зависимости от спроса», – убежден эксперт.
Еще одна проблема – организация трансфера для болельщиков. Автобусные компании требуют аренду минимум на 10 часов в сутки, продолжает Сергей Войтович: «И гиды не берут заказы меньше чем на €300-400! В итоге приходится платить гостинице – за месяц, хотя она нужна на сутки, гиду и за автобус – за полный рабочий день, хотя надо на пару часов. Стоимость турпакета взлетает до небес!».
Контроля «за воздухом», по мнению Сергея Войтовича, также никакого: цена на перелеты между городами-участниками – от 20 до 50 тысяч рублей. «А еще на время чемпионата отменены все групповые перевозки! Если поступает заявка на 200-300 человек – их я еще могу перевезти чартером, а что делать, если приходит группа в 30-40?».
Продвижение России на международном рынке в контексте чемпионата г-н Войтович считает «несуразным»: «Министерство культуры рекламирует ЧМ на мероприятиях в Белграде и Вене. Но только сборная Австрии вообще не попала на чемпионат, а сколько болельщиков приедет из Белграда? Почему ЧМ не анонсируют в Испании, Швеции, Латинской Америке? И реклама идет, в основном, Санкт-Петербурга и Казани. Ощущение, что проходит два разных мероприятия в двух населенных пунктах».
Региональный менеджер по России, Украине и странам СНГ компания Expedia Антон Кузнецов подтвердил, что больше всего запросов на авиабилеты на даты соответствующих матчей поступает из Латинской Америки, и эту тенденцию нельзя упустить. И, кстати, надо иметь в виду, что испанский и португальский языки могут оказаться намного нужнее английского.
По данным Expedia, 60% туристов в период ЧМ прилетят в Москву. Вместе с заявками на Петербург и Сочи общий показатель составит 90%, оставшиеся 10% распределятся по другим городам-участникам. Впрочем, понятно, что в большинство из них просто не выполняются прямые рейсы из-за рубежа. Свободные номера в отелях даже на ключевые даты есть, и их достаточно, отметил г-н Кузнецов. Более точная картина по доступности комнат сложится по итогам финальной корректировки заявок от Match Accomodation после 15 апреля.
По поводу наследия футбольного чемпионата не все настроены оптимистично. Например, Вадим Прасов считает, что выгоды – гипотетические, а неудобства – уже налицо. «Последний год гостиничный бизнес сталкивается с беспрецедентным административным давлением. Не хватает людей, чтобы заниматься оформлением безумного количества документов. Усложняют работу резко участившиеся, практически ежедневные, проверки, – заявил он. – И не стоит питать иллюзии по поводу толп иностранцев, стремящихся на ЧМ – 70% болельщиков все равно составят россияне. Ничего страшного тут нет, главное, чтобы после мероприятия мирового уровня жизнь продолжалась. И возможности – разные у каждого региона – реализовывались, а силы были брошены на развитие их потенциала. А не на проработку нормативных актов по выездному туризму, который для России – и не туризм вовсе».
Константин Горяинов надеется на позитивный резонанс после окончания чемпионата, ориентируясь на постолимпийский опыт. «Гостиница на Красной Поляне, которой управляет Interstate, после Олимпиады не внушала особых надежд на летнюю загрузку. Но прошло четыре года, и объект стабильно востребован, в том числе летом. А все потому, что о Сочи услышали в мире. Почему бы городам ЧМ-2018 не рассчитывать на аналогичный эффект?», – пояснил он свою позицию.