Принцесса выбирает курс: Каким путем двинет отечественная туриндустрия и куда этот путь заведет туриста

Законопроект, вносящий изменения в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», одни называют скандальным, другие говорят «спасибо» и за такой. На первый взгляд, проект закона защищает туриста, но есть нюансы. Они, как и положение туризма в целом, обсуждались на общероссийской конференции Российского союза туриндустрии. Принцесса Анастасия», и это было приятно не только из-за посещения Стокгольма и Таллина. Но и потому, что представители турбизнеса (человек, должно быть, 300) и законотворцы оказались на пароме, как на подводной лодке, – никуда не денешься, изволь сидеть на «круглых столах» и слушать претензии к готовящимся изменениям в законодательстве. Кризис в туризме завершился (заявлено было утвердительно), но успокоения в туриндустрии не наблюдается. Конъюнктура в этой сфере изменяется стремительно: вчера был лидером, сегодня в аутсайдерах, и это касается и фирм, и целых стран. Европа некоторое время сдавала позиции, но едва в Африке началась свистопляска, европейские туры вернули себе популярность. Есть еще одно обстоятельство, благодаря которому жизнь туриндустрии никогда не станет прежней. Совершенно верно, Интернет: ему мы обязаны тем, что без посредников и тур выбираем, и номер в отеле бронируем. Пессимисты приготовились заказывать марш Шопена для, казалось бы, ненужных уже турфирм. Но прогноз не оправдался: турфирмы выжили, потому что, как пояснил Сергей Корнеев, руководитель Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии (РСТ), «виртуальность не заменит совета профессионала» Россия, щедрая душа. У России цель: привлечь к 2020 году 40 млн туристов. А пока мы как страна в международных рейтингах на 59-м месте по конкурентоспособности на рынке туруслуг; на 127-м – по тому значению, которое туризм имеет для госвласти; где-то на 80-х местах — по государственным расходам в туристской сфере. В то же время Россия на 4-м месте по потенциальной привлекательности (природа, культура и проч.), но насколько мы этот потенциал используем, лучше и не заикаться. Доходы от туризма в России – всего 6,5% от валового продукта, тогда как в некоторых странах они составляют до четверти ВВП. Мы по-прежнему вывозим больше денег в другие страны, чем получаем от приезжающих к нам. По информации Юрия Барзыкина, вице-президента РСТ, председателя «туристского» комитета Торгово-промышленной палаты РФ, в прошлом году выездной туризм прирос на 38%; въезд тоже увеличился, но на 14%, что крайне мало. Прирост внутреннего туризма вообще смешон – 0,5%. К тому же иногда Россию в туристском деле заносит куда-то в сторону от мирового мейнстрима. В нашей стране стало больше гостиниц, но убавилось лечебно-оздоровительных учреждений, – комментирует Юрий Барзыкин. – Хотя в мире нарастает именно этот сегмент. Вопрос и в том, кто будет разрабатывать золотую жилу туризма в России. Некому. Мало квалифицированных кадров. Сейчас кто только ни готовит кадры для туризма: от аграрных вузов до ветеринарных, – говорит Кирилл Кружалин, представитель кафедры рекреационной географии и туризма МГУ. – О качестве в таком случае говорить сложно. Судя по всему, не способствует качеству и недавнее постановление № 86 Минобрнауки. Если раньше на «туристские» специальности требовались ЕГЭ по географии и инязу, то постановление поменяло их на историю отечества и обществознание. Как вам сотрудник турфирмы, чьи познания в географии никто не проверял? Бес визы. Все вышесказанное – вовсе не за упокой. У нас и достижения есть, на одном из них мы, собственно, и плыли: «Принцесса Анастасия» – это давно желанная возможность напрямую соединить морем Петербург и Стокгольм. Разрешенное 72-часовое безвизовое пребывание на территории РФ – тоже прорыв. Эти три строчки в законе, о 72 безвизовых часах, изменили туриндустрию на Северо-Западе», – прозвучало на конференции. Подсчитывать прибыль еще рано, но и сейчас понятно, что эти «три строчки» пополнили бюджет Петербурга. Разрешение 72 безвизовых часов касается восьми российских портов, и вот уже о круизах задумались Камчатка, Мурманск (туристов – любителей экстремальных природных условий все больше); говорят об оживлении круизных туров на Черном море, на Каспии. Президент Польской туристской палаты Ян Корсак подсказал, что Россию и Польшу можно продавать одним «пакетом» в круизах по Балтике – наподобие средиземноморских круизов, объединяющих несколько стран. Пока емкость российского рынка паромных перевозок в оптимистичном прогнозе – 3 млн человек в год. Наши северные соседи переправляют паромом «Таллин – Хельсинки» 7 млн в год; паромом «Стокгольм – Хельсинки» – 12 млн. – Пока не хватает государственной политики в области судоходства, – сетует директор компании St. PeterLine Игорь Глухов. – Надо строить новые паромные и круизные суда. Ну и, разумеется, Россия (да и Всемирная туристская организация) ждет не дождется полной отмены виз. Показателен пример с Израилем: с момента отмены виз въезд граждан этой страны в Россию вырос на 42%, выезд россиян в Израиль увеличился на 36%. Визовый тромб – один из самых сильных отрицательных факторов в развитии туризма, – заключил Владимир Жидких, председатель комиссии Совета Федерации ФС РФ по делам молодежи и туризму. Бренд «Петербург». Регионы медленно, но осознают: вложения в туризм дают эффект быстрее, чем строительство завода. К тому же сфера туризма позволяет трудоустраивать даже не очень трудоустраиваемые кадры – женщин и студенчество. Но если раньше, по словам Владимира Жидких, туризм был для губернаторов вроде хобби (хочу – туризм развиваю, хочу – макраме плету), то теперь развитие туризма будет делом не только федеральных властей, но и региональных, из увлечения превратится в обязанность. Северо-Запад, по выражению Сергея Корнеева, «самый туристский регион России», – уже потому, что многие приезжают в нашу страну через Петербург. У нас впервые стали вводиться «карты гостя» наподобие тех, что действуют в ряде государств. Но если, например, по шведской «карте гостя» в течение определенного срока можно бесплатно ездить на общественном транспорте и свободно посетить 80 музеев, то наша (стоит вдвое дешевле шведской — 1950 руб. на 7 дней) не дает бесплатного проезда, а музеев-партнеров пока лишь четыре: Исаакиевский собор, Петропавловка, Русский музей и Спас-на-Крови. Однако уже ведутся переговоры и с другими музеями, и с комитетом по транспорту. У Петербурга выгодная позиция еще и потому, что он едва ли не ближе всех российских городов к понятию «город-бренд». Даже не Москва, т. к. исторический центр столицы уничтожен, а Золотое кольцо – «это не бренд, это имидж». Такие соображения высказывал Сергей Канаев, директор представительства департамента туризма и коммерческого маркетинга Дубая. Выяснять, в чем разница между брендом и имиджем, было некогда, так что поверим Канаеву на слово, поскольку в этом деле он толк знает: работал над внедрением в умы россиян бренда «Дубай». Как вспоминает сам Сергей Канаев, еще лет 15 назад наш рядовой земляк говорил, что Дубай – «грязный арабский городишко» то ли в Израиле, то ли в Турции. А сейчас едут и едут. После минувшей суровой петербургской зимы в Интернете полоскался видеоролик: интуристы в Пушкине вытягивают из сугробов свой автобус. Казалось бы, позор на нашу голову, ан нет. Западный народ комментировал этот сюжет: «Вау! Круто! Мы тоже так хотим!». Этот пример привел Михаил Ушаков, председатель комиссии по работе с объектами размещения Ассоциации содействия туристским технологиям. Его сотрудники выясняют туристские (в т. ч. интуристские) настроения в социальных сетях. По словам Ушакова, вопрос на форумах: «Не опасно ли ехать в Питер?» — продолжает звучать, но ровно в том же русле, что и вопрос: «Опасно ли в лондонском Сохо?». Закон суров. Главной темой конференции были, повторим, поправки к «туристскому» закону 1996 года. Сразу же попрошу не поднимать панику, – предупредил Георгий Мохов, руководитель правовой комиссии РСТ, и этот зачин не обещал ничего хорошего. Законопроект запрещает турагентствам, то есть посредникам, предлагать услуги от своего лица. Покупая тур, вы, может, и не задумывались, имеете дело с туроператором (чей бизнес застрахован, а значит, за проколы в организации отдыха вы получите компенсацию) или турагентом (которому для продажи путевок даже не надо иметь лицензию; в кризисный год некоторые турагентства, как известно, безнаказанно «кидали» клиентов). Проект закона обязывает турагента работать только от имени и по поручению туроператора. Туроператор, которому придется отвечать за все, ради подстраховки может потребовать от посредников гарантий в виде депозита, а для большинства агентств это означает разорение: посредники работают с несколькими операторами и на всех депозитов не напасешься. Казалось бы, это не наши, туристские, проблемы; однако меньше игроков на рынке – выше цены на путевки. Так же неоднозначно оценили перспективу введения так называемой электронной путевки: с одной стороны, будут прозрачны все финансовые потоки турфирм; с другой – передвижения клиента тоже станут прозрачны, а с какой, извините, стати? Но другие предлагаемые новшества одобряются, пожалуй, всеми участниками туриндустрии: и обязательная аттестация для экскурсоводов и гидов; и обязательный аудит для крупных фирм, работающих на выезд; и уменьшение размера фингарантий для «въездных» туроператоров аж в 20 раз — с 10 млн руб. до 500 тыс. руб. (прежнее 10-миллионное обеспечение оказалось ненужным: страховой случай ни разу за последние годы не наступал, а туроператоров такие траты очень сдерживали). В целом участники конференции решили, что законопроект надо доработать, однако порадовались, что государство хотя бы начало проявлять к турсфере интерес. От законодателей же представители туриндустрии получили ответный комплимент: «Вы делаете государственное дело: помогаете реализовать конституционное право человека на отдых».

 

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Конференции»

Октябрь 2, 2024 - 14:31

Уважаемые коллеги, Конгрессно-выставочное бюро Санкт-Петербурга совместно с российским оператором мобильной связи T2 организует дискуссионную сессию «Туризм и региональная экономика: возможности для роста и развития». 

 

Июнь 18, 2024 - 18:59

Уважаемые господа, 21 июня 2024 года(начало в 11:00) на площадке СПб ТПП (ул. Чайковского 46-48) пройдет встреча с делегацией провинция Чжэцзян (КНР).

 

Май 27, 2024 - 05:26

Форум в Петербурге проводился совместно с образовательным проектом «ХНС-Интенсив» при совместно с Азиатским Обществом Кардиологов.

 

Май 3, 2024 - 23:31

Уважаемые коллеги, приглашаем Вас принять участие в совместной конференции Российско-эмиратского делового совета ( РЭДС) и Экономической зоны Халифа Абу-Даби (KEZAD) на тему "Возможности для производства и ведения бизнеса в ОАЭ и странах Персидского залива.