Распоряжением правильства РФ № 1230-р от 19 июля с.г. утверждена концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016гг.)». Цели в ней ставятся амбициозные: въездной поток в страну иностранных туристов за пятилетку предполагается увеличить в 7 раз, внутренние турпотоки - в 1,4 раза, объем платных туруслуг – в 4,4 раза, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - в 3,9 раза, занятость – в 1,4 раза. Более того, общий объем финансирования ФЦП должен составить 332 млрд. руб., в том числе из средств федерального бюджета 96 млрд., региональных бюджетов – 25 млрд. и из внебюджетных источников - 211 млрд. руб. То есть на 1 рубль выделяемых из федерального бюджета средств планируется привлечь порядка 2,2 рублей внебюджетных инвестиций. Сделать это непросто. Основные задачи, поставленные в концепции: развитие туристско-рекреационного комплекса России, повышение качества туруслуг и продвижение отечественного турпродукта на мировом и внутреннем рынках. Мы попросили прокомментировать этот документ президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько. Вот что он сказал: - Хорошо, что концепцию приняли - хотя бы потому, что без нее правительство не может принять программу развития туризма и, соответственно, начать ее финансирование из средств федерального бюджета в более ощутимых объемах. Не вызывает возражений и предложение использовать кластерный подход в развитии туристской инфраструктуры. Но остается вопрос: а как быть с другими проблемами? Например, с ростом транспортных тарифов, который начался сразу после того, как экономика прошла наиболее глубокую фазу кризиса. Как остановить рост издержек гостиничного хозяйства и санаторно-курортного комплекса в связи с увеличением коммунальных тарифов, налога на землю и других факторов? Иными словами, как обеспечить ценовую конкурентоспособность отечественного турпродукта? Не менее важно упростить избыточные туристские формальности. То, что в области въездного туризма мы конкурируем с другими странами, это очевидно. Но коль скоро россияне могут свободно выезжать из страны, то получается, что мы и в сфере внутреннего туризма конкурируем с другими странами. Поэтому построить гостиницы и даже обеспечить высокий сервис – недостаточно. Вон сколько за последние годы построено в разных концах страны современных горнолыжных комплексов, а иностранных туристов на трассах пока негусто. Зато вот ввели 72 часа безвизового пребывания на территории России для иностранных пассажиров круизных судов, потом распространили его на пассажиров морских паромов - и дело с развитием въездного круизного туризма пошло. Возможно, на многие оставшиеся вопросы мы увидим ответы в тексте самой программы. Но без комплексного подхода к решению проблем туризма в целом и каждого из его видов, в том числе упомянутых в концепции, не обойтись. И здесь уже дело не только за Минспорттуризмом как координатором программы, но и за самим правительством как коодинатором всей экономики